Зачем россиянам религия

Православные реже представителей других конфессий говорят о чувстве поддержки другими верующими и терпимости к слабостям других

Россияне, относящие себя к православным, гораздо в меньшей степени, чем другие христиане и мусульмане в России, получают от религии чувство уверенности в будущем, поддержку единоверцев и терпимость к слабостям других, следует из работы «Роль религии в жизни россиян» социолога Яны Рощиной из ВШЭ. Этому способствует поверхностное у многих принятие православия без глубокого усвоения и понимания религиозных доктрин, а также роль православной церкви как госинститута, распространение священниками архаических представлений о социальной жизни и человеке.

Исследование основывается на данных лонгитюдного Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения ВШЭ, в рамках которого в 2003 и 2016 гг. респондентов старше 14 лет, относящих себя к разным религиозным конфессиям, спросили о том, что именно дает им религия. Наиболее толерантны неправославные христиане (протестанты, католики, баптисты и др.): 91% из них согласились, что религия дает им «терпимость к слабостям других». Среди мусульман таких 82%, и меньше всего – 67% – среди называющих себя православными. Поддержку других верующих получают от религии 74% неправославных христиан, 72% мусульман и всего 28% православных; моральные нормы (представление о том, что правильно, что нет) – 85% неправославных христиан, 82% мусульман и 54% православных. А надежду на жизнь после смерти – 73% мусульман, 65% других христиан и всего 35% православных.

У православных в целом меньше доля положительных ответов, чем у остальных, но за этим, видимо, стоят внедоктринальные для самих религий социальные и институциональные причины. В православии единоначалие и власть спускаются сверху вниз, отмечает завлабораторией сравнительных социальных исследований ВШЭ Эдуард Понарин. Из-за этого происходит отчуждение между священноначалием и рядовыми прихожанами, а консервативная политика РПЦ его усиливает. У протестантов власть выстраивается снизу вверх, для мусульман также традиционна религиозная демократия, что сильно влияет на чувство сопричастности. К тому же большинство православных приходов действуют в больших городах, где священник часто не помнит имен большинства своих прихожан, считает Понарин. Заметно большую, чем у православных, терпимость неправославных христиан и мусульман можно объяснить тем, что они часто принадлежат в городах к меньшинству, что обостряет чувство уязвимости. Ощущение сопричастности связано также с привычкой помогать друг другу, характерной для общин протестантов, католиков и мусульман. А часто встречающаяся несплоченность православных приходов снижает чувство общности у их прихожан. То, что относящие себя к православным считают религиозностью, далеко не всегда связано с настоящим обретением веры – отсюда и малая доля надеющихся даже на то, что содержится в символе веры.