Зачем арестовали Роберта Кочаряна
Что означает первый на постсоветском пространстве арест экс-президентаПредварительный арест бывшего президента Армении Роберта Кочаряна, обвиненного в преступлениях 10-летней давности, не только отражает хитросплетения внутриполитической борьбы в Армении, способные повлиять на отношения между Ереваном и Москвой. Это еще и первый на постсоветском пространстве прецедент реального привлечения к ответственности бывшего главы государства.
В пятницу суд в Ереване арестовал на два месяца Роберта Кочаряна, которого обвиняют в насильственном изменении конституционного строя, – так нынешние власти трактуют жестокий разгон в мае 2008 г. сторонников Левона Тер-Петросяна, протестовавших против результатов выборов, на которых победил Серж Саргсян. Тогда погибло 10 человек, 200 были ранены. Еще один фигурант дела, генеральный секретарь ОДКБ Юрий Хачатуров, командовавший тогда ереванским гарнизоном, отпущен под залог.
Такое развитие дела, начатого командой нынешнего премьера Никола Пашиняна, обнаруживает сложность внутриполитической ситуации в стране. Пашинян в отличие от многих других политиков, пришедших к власти в постсоветских государствах на волне протеста, вел себя рационально и хладнокровно, не сводил личных счетов, замечает старший научный сотрудник лаборатории анализа международных проблем МГИМО Николай Силаев. Однако в истории с делом против Кочаряна и Хачатурова личный мотив человека, пострадавшего при подавлении волнений оппозиции и проведшего некоторое время в тюрьме, отчасти просматривается.
Пашинян пришел к власти на волне ожиданий перемен, свержения вызывавшей раздражение прежней элиты. Арест Кочаряна может быть символическим жестом, демонстрирующим недавним сторонникам борьбу с прежними руководителями страны, полагает доцент РГГУ Сергей Маркедонов.
У ареста Кочаряна заметна политическая подоплека: Пашинян стремится консолидировать страну, укрепить легитимность своей власти, ему важно парализовать активность сторонников Кочаряна в парламенте и в правящей партии, полагает Силаев. Пашиняну приходится лавировать, чтобы соблюдать негласные договоренности с поддержавшими его кандидатуру на пост премьера. Число его соратников, способных занимать ответственные государственные посты, незначительно. Новый премьер хотел бы закрепить победу, но ждать парламентских выборов 2022 г. долго, а чтобы обеспечить успех досрочной кампании, пока доверие к нему велико, необходимо изменить избирательный кодекс. Как быстро Пашиняну удастся договориться с другими партиями – вопрос открытый.
Особая история – ходатайство об аресте Хачатурова, который суд заменил залогом. Возможно, это компромисс: заключение под стражу генсека организации, которую иронически называют «путинским НАТО», вызвало бы негативную реакцию в Кремле. Пока Москва реагирует на события в Армении сдержанно.