Почему «Мегафон» больше не хочет быть публичной компанией
Стратегия цифровой трансформации не объясняет в полной мере решения провести делистингЕсли сейчас в присутствии менеджеров «Мегафона» назвать компанию мобильным или сотовым оператором, можно несколько подпортить им настроение: уже больше года компания именует себя оператором цифровых возможностей или компанией «интегрированных цифровых коммуникаций». Такое словосочетание употребил, например, гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков, объясняя его новую стратегию.
Именно к стратегии, принятой в мае 2017 г., оператор апеллировал на прошлой неделе, когда сообщил, что решил отказаться от статуса публичной компании и выкупить находящиеся в свободном обращении акции. Это недешево – выкуп обойдется до $1,25 млрд, для чего придется занимать. При этом, например, капитальные затраты оператора в 2018 г. могут достичь 80 млрд руб., а сумма дивидендов за 2017 г., которые не выплатит оператор (впервые с 2012 г.), могла бы составить 24,6 млрд руб. О решении не платить дивиденды оператор сообщил 15 марта – спустя неделю после того, как был зарегистрирован специальный сайт для подачи заявок о выкупе акций.
Стратегия цифровой трансформации «Мегафона», принятая в мае 2017 г., предполагает сделки с повышенным профилем риска, экспериментальные партнерства, связанные с новыми продуктами и технологиями, расширение партнерств с госкорпорациями, аккумулирование средств и инвестиции вместо сиюминутных дивидендов, комментировал «Ведомостям» исполнительный директор «Мегафона» Геворк Вермишян. Статус публичной компании все это несколько ограничивает.
Итак, если верить компании, в некоторой перспективе «Мегафон» должно ожидать блестящее цифровое будущее, точные параметры которого, правда, не известны. Кроме того, что миноритариям в нем места нет.
Может быть, удастся проследить траекторию по уже сделанным шагам? Например, можно ли счесть таковым создание с Газпромбанком и «Ростехом» совместного предприятия «МФ технологии»? Но о нем пока слишком мало известно. Может, это апрельская инвестиция в сервис заказа такси «Ситимобил»? Создание блокчейн-компании «Кометрика» для интернета вещей, автоматизации бизнес-процессов, финансов и юриспруденции? Туристический проект «Мегафон.Путешествия» или сервис видеоконсультаций с врачами? Запущенный год назад и уже закрытый виртуальный оператор VK Mobile, работавший на сетях «Мегафона»? «Мегафон.ТВ»? Работа с big data, развитие сетей продаж, цифровизация экономики и рынок интернета вещей, также упомянутые в прошлогоднем послании Солдатенкова?
Но подобным (за исключением создания «МФ технологий») сейчас занимается практически любой оператор – телекоммуникационные компании весьма оживленно осваивают смежные поляны и вряд ли в ближайшее время остановятся. Но если эта логика верна, стоит ли ждать ухода с биржи и других мобильных операторов, когда они решат трансформироваться в операторов цифровых возможностей? Последуют ли примеру «Мегафона» западные технологические гиганты? Или же эта логика хромает без каких-то новых, не известных пока что вводных и ответ стоит искать не в уже сделанном, а в предстоящем? Но тогда этот сюжетный поворот может быть самым неожиданным.