Как новый пенсионный возраст испортил россиянам настроение
Показатели социального пессимизма растут — в том числе и у молодыхФутбольный карнавал, на месяц пришедший в Россию, не переломил социальный пессимизм россиян. К концу июня, когда чемпионат мира был в самом разгаре, в стране в целом ухудшились настроения и ожидания людей, показали опросы «Левада-центра». Негатив копится не только у пенсионеров, но и у молодых, при этом скепсис, свойственный людям в старшем возрасте, испытывают сегодня и 30-летние, которые не видят позитивных перспектив для себя и страны.
Индекс социального настроения россиян, рассчитываемый «Левада-центром» на основе ответов на 12 вопросов, в июне по сравнению с февралем 2018 г. снизился сразу на 10%. Все четыре составляющие индекса показывают резко отрицательную динамику: оценка текущего личного положения упала на 10%, ситуации в стране в целом – на 12%, ожидания на будущее своих семей и страны – на 12%, оценка действий властей – на 18% (у каждого параметра свой вес в индексе, поэтому они ему не равны). Настроения респондентов в целом находятся близко к области, где негативные оценки происходящего пока не преобладают, за исключением ожиданий на будущее, но гораздо важнее, в какую сторону они двигаются.
Негативная тенденция в социальных настроениях наблюдается с декабря 2017 г. и была прервана только президентскими выборами. Поствыборный спад традиционен, но июльское падение сильнее обычного, это результат новостей о росте цен на топливо, повышении пенсионного возраста и НДС. Главный раздражитель – повышение пенсионного возраста, который, как раньше кризис в экономике, лишает россиян ощущения предсказуемости будущего и вынуждает жить только сегодняшним днем, говорит социолог «Левады» Марина Красильникова.
Одновременно население все больше разочаровывается в способности власти решать текущие проблемы и налаживать нормальную жизнь в стране. С февраля по июнь доля тех, кто считает, что правительство в ближайший год не сможет улучшить положение дел в стране, выросла на 17% и достигла 58% опрошенных. С 2002 г. было лишь два крупных пика позитивной оценки действий властей – как итог результативных антикризисных действий (как в 2008 г.) и присоединения Крыма (в 2014 г.), отмечает Красильникова. Индекс власти устойчив, когда подкрепляется личным повседневным опытом и ожиданиями на будущее, но сегодня это не так. Как следствие, социальный пессимизм, характерный прежде для самых старших возрастов, в последние годы формируется уже к 40 годам, но в 2018 г. он получил распространение уже среди 30-летних, которые в июне оказались большими скептиками, чем 40-летние. Недовольство в обществе усиливается, но, чтобы оно выплеснулось в иные, чем накопление чувства угнетения и отсутствия перспектив, формы, нужны какие-то катализаторы, их пока нет, отмечает Красильникова.