Зачем Трампу давить на Китай по-умному, когда можно надавить по-быстрому
Президент США готов договариваться, но только один на одинНеделю назад Трамп официально объявил о введении 25%-ных пошлин на импорт китайских товаров стоимостью $50 млрд, на что получил ответ от Пекина в том же размере. В понедельник Трамп поручил составить список товаров еще на $200 млрд и пригрозил: если Китай снова ответит, США введут их еще на $200 млрд.
То есть потенциально новые пошлины могут покрыть почти все поставки из Китая ($505 млрд в 2017 г.).
Когда Трамп выиграл выборы, много говорили о том, что его способности успешного бизнесмена могут помочь США. Предполагалось, что он будет выступать на стороне бизнеса и это укрепит предпринимательскую уверенность, стимулирует капиталовложения, ускорит экономику. А в политике, раз он хороший переговорщик (что необходимо для заключения договоренностей на рынке недвижимости), может пойти на сделки, в том числе с лидерами, враждебно настроенными по отношению к США. Сам Трамп говорил о желании наладить отношения с Владимиром Путиным.
Как становится ясно после почти полутора лет нахождения Трампа у власти, он готов договариваться – но один на один. Или вообще попросту действовать в одиночку. Переговоры с несколькими партнерами, поиск компромиссов, согласование позиций, даже если это выгодно для реализации его же планов, – это все не про него. Самый яркий пример – саммит лидеров семерки и последовавшая встреча с Ким Чен Ыном. С союзниками Трамп разругался, зато в ходе реалити-шоу «Саммит на высшем уровне с «человеком-ракетой» чувствовал себя в своей тарелке. Заявил о «чести» сидеть рядом с диктатором.
Эффект момента, сиюминутное впечатление, по-видимому, имеют принципиальный приоритет перед долгосрочными последствиями. Выражается это даже в массовом распространении Белым домом фотографий, на которых Трамп подписывает указ (в том числе о введении пошлин), а за спиной командира шеренгой стоят подчиненные.
Встреча с Кимом закончилась невнятным заявлением, не содержащим целей и сроков. Против Китая США логично было бы действовать вместе с союзниками, тоже недовольными политикой Пекина, который субсидирует компании, потакает краже интеллектуальной собственности, заставляет передавать технологии. Сообща западные страны с гораздо большей вероятностью добились бы уступок – и это помогло бы Трампу сдержать обещание ограничить Китай. Пошлины не способны это сделать, но приведут к тому, что «американские компании получат плохие прибыли, это ударит по фондовому рынку; еще хуже то, что из-за этого люди потеряют работу и подскочит инфляция», говорит Карлос Гутиеррес, бывший гендиректор Kellogg’s и министр торговли США, а ныне – председатель Национального совета по внешней торговле. Торговые конфликты могут замедлить и экономику Китая. При этом торговый баланс между США и Китаем сильно не изменится, т. е. Трамп не достигнет объявленной цели сократить дефицит. Зато замедление двух крупнейших экономик мира будет иметь печальные последствия.
Но чтобы надавить на Китай по-умному, надо договориться с 5, 10, 15 странами. А это так утомительно и долго! Лучше встретиться с очередным «сильным лидером», каковым Трамп считает и себя, сожалея, что его народ не «замирает во внимании», как замирают корейцы, когда говорит Ким, который «никому не позволяет думать по-другому» (цитаты Трампа в эфире Fox & Friends).
Вроде бы на июль планируется встреча Трампа с Путиным. Ждем эффектных фотографий и последующего ужесточения санкций?