Когда профсоюзы выигрывают у государства

В эффективных, но нелояльных профобъединениях государство видит своих конкурентов на поле борьбы за социальную справедливость

Высокопоставленные чиновники часто рассуждают о необходимости поддерживать социальную справедливость. Однако государство нервно реагирует на деятельность активистов и профессиональных объединений, которые самостоятельно борются за свои права, нарушая созданную в представлениях бюрократии монополию на восстановление справедливости.

В конце мая Верховный суд России отменил ликвидацию межрегионального профсоюза работников автопрома «Рабочая ассоциация» (МПРА) и восстановил в правах одно из немногих активных и независимых профобъединений. В определении Верховного суда («Ведомости» ознакомились с его содержанием, подлинность подтвердили участники процесса) решение о ликвидации, принятое Петербургским горсудом 10 января 2018 г. по иску прокуратуры, названо незаконным и нарушившим нормы материального права. Верховный суд указал, что фактический запрет деятельности профсоюза несоразмерен допущенным в его деятельности нарушениям, а его руководителям не дали время на их устранение.

Можно порадоваться за работников автопрома, права которых на свободу объединений защитила высшая судебная инстанция, но такой успех активистов скорее исключение из правил. Государство предпочитает вести дела с сервильными профсоюзами и патерналистски настроенными работниками, надеющимися на справедливость в исполнении госорганов или начальства. Федерацию независимых профсоюзов России трудно назвать полноценным профобъединением – скорее это рудимент СССР, часть госаппарата и администрации предприятий, деятельность которой сведена к распределению материальных благ среди работников.

Совсем другое дело – профсоюзы, подобные МПРА, требующие повышения зарплаты, улучшения условий труда, защищающие сотрудников от увольнения. Такие профсоюзы и их активисты чаще становятся объектами давления работодателей и госорганов, в профлидерах видят смутьянов и бузотеров, посягающих на стабильность и монопольное право чиновников восстанавливать справедливость, как они ее понимают. Елена Герасимова, Елена Островская и Петр Бизюков из Центра социально-трудовых прав в монографии «Свобода объединения в современной России: практика, проблемы, опыт защиты» обнаружили в 2015–2017 гг. 164 эпизода давления на профсоюзы: увольнение активистов, отказ признавать созданный снизу независимый профсоюз, запрет забастовки. Давление усилилось, сетует Бизюков: в кризис работники чаще идут на конфликт из-за зарплаты и условий труда, а работодатели переходят к угрозам и прибегают к помощи прокуратуры и полиции. Но вот что неожиданно: в 2014 г. суды удовлетворили все рассмотренные по существу иски о незаконности забастовок, а в 2017 г. – 67,5%.