Как закрыть независимый профсоюз
Поводом для стремительной ликвидации профсоюза Этманова стала жалоба на его профессиональную деятельность – защиту прав работниковРешение Санкт-Петербургского городского суда о ликвидации независимого межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) по иску прокуратуры не вступило в законную силу. Но сам факт уже вполне ясно обозначает подозрительное отношение современного государства к независимым профсоюзам, которые не ограничивают свою работу выдачей льготных путевок и билетов на детские елки.
«Рабочая ассоциация» была зарегистрирована в феврале 2007 г., ее костяк составил известный своими требованиями о повышении зарплаты и защите трудовых прав профсоюз работников автозавода Ford во Всеволожске. Появление профобъединений, активно и деятельно защищающих работников, на предприятиях с заграничными собственниками не случайно: там нет советского опыта сервильных профсоюзов, бывших частью административной машины, они считаются с правом работников на забастовку и иными способами защиты от переработки и увольнения.
По словам председателя МПРА Алексея Этманова, его карьера профсоюзного активиста началась отчасти случайно. В 2001 г., вскоре после начала работы российского завода Ford, его, как одного из руководителей местной ячейки официальной Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), пригласили на съезд профсоюза работников Ford в Северной и Южной Америке. Тогда, по словам Этманова, он понял, что настоящий профсоюз – это не только распределение благ и формальное согласование решений администрации, но и последовательная защита прав работников от необоснованных увольнений, неоплачиваемых переработок и иных проявлений произвола работодателей.
МПРА никогда не скрывал своего членства в международной ассоциации IndustriALL Global Union, объединяющей более 50 млн человек в 140 странах мира, и ранее его деятельность не вызывала претензий у властей. Неприятности у МПРА начались после заявления в прокуратуру провластного блогера, увидевшего в работе профсоюза признаки политической деятельности и обвинившего профсоюз в сокрытии статуса иностранного агента. Жалоба запустила проверки, а затем, в декабре 2017 г., прокуратура направила в суд иск о ликвидации ассоциации.
Ключевая претензия прокуратуры к МПРА («Ведомости» ознакомились с текстом иска) – получение зарубежного финансирования и нерегистрация в качестве иностранного агента. Поддержку профсоюзом петиций о необходимости изменить нормы трудового законодательства, солидарность с протестами водителей большегрузных автомобилей против введения системы «Платон» в 2015 г. – фактически рядовую деятельность нормального профсоюза страны с рыночной экономикой прокуратура считает политической. В иске есть и претензии, которые выглядят крючкотворством, в частности неправильное указание официального адреса, изначальная регистрация в организационно-правовой форме, не предусмотренной законодательством, и др.
При этом в иске нет ссылок на требования прокуратуры к МПРА устранить выявленные недостатки (а, например, в 2015 г. после таких требований и последовавшего внесения требуемых правок Верховным судом был отклонен иск Минюста к «Мемориалу» о ликвидации НКО). В Петербурге прокуратура ходатайствовала именно о ликвидации профсоюза – это чрезмерное наказание, полагает юрист Центра социально-трудовых прав Юлия Островская. Удовлетворение иска ставит под сомнение соблюдение Россией подписанной еще СССР в 1956 г. конвенции Международной организации труда «О свободе ассоциации и защите права на организацию», третья статья которой гарантирует право организаций трудящихся и предпринимателей вырабатывать свои уставы, свободно выбирать своих представителей и формулировать свою программу действий, а четвертая статья указывает, что профессиональные организации не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.
Эта ситуация отражает выросшую подозрительность властей к независимым профсоюзам, которые не вступают в ОНФ (как, например, ФНПР – член ОНФ с 2011 г.) и требуют соблюдения прав работников, отмечает член Совета конфедерации труда России Павел Кудюкин. Власти некоторых регионов уже обвиняли МПРА в том, что они пугают своей активностью инвесторов, суды признавали листовки IndustriALL экстремистскими материалами. Но если решение петербургского суда устоит в Верховном суде, это станет плохим прецедентом, говорит Кудюкин. Иностранными агентами могут стать любые профсоюзы, в том числе и лояльные власти, так как многие входят в международные ассоциации и получают от них средства на обучение активистов и зарубежные поездки.