Зачем народному губернатору кресло спикера

Аман Тулеев предпочел неформальному статусу формальный пост

Итак, круг замкнулся. Спустя почти 22 года Аман Тулеев вернулся на пост председателя кемеровского областного совета, с которого в ранние 1990-е начиналась его политическая карьера. Информация об этой кадровой «загогулине» появилась еще неделю назад, когда многолетний губернатор Кузбасса, ушедший в отставку 1 апреля в связи с трагедией в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня», неожиданно получил вакантный депутатский мандат. И с тех пор только ленивый не высказался о том, что, дескать, губернатором работать «вот с таким тяжелейшим грузом» (цитата из прощального обращения Тулеева) нельзя, а спикером, выходит, можно.

Хотя с чисто политической, а не моральной точки зрения логика в этом есть. Ведь губернатор в своем регионе отвечает за все, а спикер парламента – во всяком случае в современных российских реалиях – только за законодательную поддержку губернаторского курса. Ну или наоборот: он жестко критикует любые действия исполнительной власти, на чем как раз и поднялся Тулеев в «лихие 90-е».

Другой вопрос, применима ли какая-то из этих схем к нынешней ситуации в Кузбассе? Понятно, что, если бы согласившийся уйти добровольно Тулеев взялся вдруг безоглядно критиковать назначенного президентом врио главы области Сергея Цивилева, это было бы как-то «не по понятиям». Но и в столь же безоглядное выполнение тулеевским облсоветом любых установок нового губернатора тоже верится с трудом – хотя бы потому, что избирались эти депутаты при Тулееве и благодаря Тулееву, а варягу Цивилеву их расположение еще нужно заслужить. В каком-то смысле тут можно провести параллель с переходом первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина на пост спикера Госдумы, избранной под его чутким руководством: открытой критики своего преемника Сергея Кириенко Володин тщательно избегает, но его Дума от новых кремлевских кураторов внутренней политики дистанцируется порой весьма ощутимо.

Но есть во втором пришествии Тулеева еще один важный момент, выходящий за рамки отдельной области. Политики и эксперты, обсуждающие вопрос о том, чем займется после окончания четвертого президентского срока Владимир Путин, исходят обычно из двух противоположных концепций. Одни считают, что Путин, как безусловный национальный лидер, не нуждается ни в какой формальной должности, чтобы продолжать держать руку на пульсе и фактически рулить страной при любом следующем президенте. Другие же уверены, что в России вопреки известной поговорке человека красит именно место и как только нынешний президент перестанет занимать сколь-либо существенный пост, то тут же лишится и руля.

Тулеев, заработав за 20 лет титул «народного губернатора» с прилагаемыми к нему социальными и бюрократическими благами, тем не менее предпочел сохранить реальную власть, чем продемонстрировал правильность второй концепции. И пока трудно представить, что Путин, отпахав на галерах 24 года, вдруг решит иначе.