Консолидация на первом месте
Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi вышел на первое место по продажам автомобилей в миреВсего год продержалась на 1-м месте по количеству проданных машин в мире Volkswagen Group. Ее обогнал альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, сумевший продать в 2017 г. 10,6 млн автомобилей (рост на 6,5%). Эта цифра учитывает продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей под разными брендами: Renault, Nissan, Mitsubishi Motors, Dacia, Renault Samsung Motors, Alpine, Infiniti, Venucia, Datsun и российской Lada. Результат немецкого автоконцерна (в группу входят марки Audi, Skoda, Seat, Porsche, Bentley, Bugatti, Lamborghini, MAN и Scania) оказался чуть скромнее – 10,53 млн. Третий результат по количеству проданных машин продемонстрировала японская Toyota Motor – 10,39 млн шт. (включая в том числе продажи Hino Motors).
Любопытно, но инвесторы отнеслись к новости прохладно: 30 января акции Renault, например, по сравнению с ценой закрытия 29 января снизились на 1,2%. Видимо, для рынка это было ожидаемым результатом. Альянс отмечает растущий в 200 странах спрос на кроссоверы, легкие коммерческие автомобили и электромобили. Это помогло альянсу стать новым мировым лидером автомобильного рынка, но ключевую роль сыграло получение в 2016 г. контроля в японской Mitsubishi и консолидация ее результатов. Без этой марки альянс продал бы в 2017 г. на 1 млн машин меньше.
С начала 2017 г. Renault начала консолидировать в отчетности и показатели «АвтоВАЗа», в котором французы получили контрольный пакет акций. В 2017 г., по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи Lada на российском рынке (основном для марки) выросли на 17% до 311 588 шт. «АвтоВАЗ» чувствует себя лучше рынка, который вырос на 11,7%.
Для Renault-Nissan-Mitsubishi российский рынок относительно небольшой, на него приходится 5,5% общих продаж альянса в 2017 г. Это 5-е место после Китая, США, Франции и Японии. Но Россия может помочь альянсу в борьбе за мировое господство в будущем. После затяжного падения (в 2013–2016 гг.) продажи машин в стране вернулись к росту, и в 2017 г. продажи альянса росли быстрее всего именно в России (+36%). «Могут быть квартальные или даже годовые снижения продаж, но в целом у меня нет сомнений, что тренд повышательный. Россия обречена на многолетний рост – просто исходя из уровня автомобилизации», – прогнозировал нынешний гендиректор Renault-Nissan Карлос Гон еще в 2013 г. в интервью «Ведомостям». Впрочем, понятно, что основной упор партнеры в перспективе будут делать на самый емкий в мире рынок – китайский. И здесь им помогут и ставка на бюджетный сегмент, и обилие кроссоверов и LCV, и опыт выпуска электромобилей.
К 2022 г. альянс хочет достичь годовых продаж 14 млн машин, а эффект от синергии удвоить до 10 млрд евро. Партнеры будут снижать расходы за счет совместных исследований и унификации комплектующих, а эффект масштаба, в свою очередь, позволит добиваться более выгодных цен от поставщиков. К концу 2022 г. Renault-Nissan-Mitsubishi планирует ежегодно выпускать 9 млн автомобилей, сконструированных на общих платформах. Сейчас таких машин выпускается в разы меньше – 2 млн. Этот тренд хорошо виден в России, где у партнеров четыре автозавода – в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти и Ижевске (у Mitsubishi есть также 30% в калужском автозаводе «ПСМА рус»). На платформе B0, например, помимо моделей Renault выпускаются автомобили Nissan и Lada, а на вазовской платформе Kalina/Granta – модели Datsun. Причем, как показывает российский опыт, важна не только унификация комплектующих, но и локализация деталей. Только так участники альянса могут защищаться от валютных скачков, предлагать цены, адекватные для своего ключевого – бюджетного – сегмента и развивать экспорт.