Зачем кандидату Путину сборщики подписей – студенты
Старые методы ведения кампании трудно излечимыПривычка – страшное дело: мало объявить стартовавшую президентскую избирательную кампанию чистой и прозрачной, надо еще приложить немалые усилия, чтобы те, кто привык проводить ее по-старому, все-таки начали работать по-новому, оценив новые издержки старого административного зуда, – а с этим пока есть проблемы.
Стоило ЦИК объявить о начале сбора подписей в поддержку выдвижения самых оперативных кандидатов в президенты (ЦИК уже закончил принимать документы у самовыдвиженцев, еще неделя есть у номинантов от партий), как стали появляться классические для российской избирательной хроники сюжеты о привлечении к сбору подписей разного рода подневольных людей – в частности, студентов. Так, сразу несколько учащихся вузов из разных регионов страны рассказали «Дождю», что представители университетской администрации вынуждают их стать сборщиками подписей за Владимира Путина, который как кандидат-самовыдвиженец должен до конца января сдать в ЦИК 300 000 автографов своих сторонников. Один из студентов пожаловался на давление в ЦИК, жалобу, по его информации, переправили в региональное управление МВД – ответ деканата, что он не имеет к инициативе по сбору подписей отношения, студента не устроил.
История с принуждением студентов, бюджетников и проч. к сбору подписей и другой подневольной работе на кандидатов от власти на других этапах кампании настолько же традиционная, насколько и абсурдная. Возможно, не все самовыдвиженцы смогут принести в ЦИК честные 300 000 подписей, но уж для Путина, действующего президента, сбор подписей не должен и не может быть ничем осложнен. В конце концов, его выдвижение поддержала «Единая Россия» – партия, в которой состоит, по официальным данным, больше 2 млн человек. Одних только партийцев хватит на то, чтобы совершенно добровольно собрать за своего лидера нужное число подписей как минимум 6 раз – т. е. даже конкурс подписей можно было бы устроить среди наиболее горячих поклонников по образцу конкурса на право войти в инициативную группу среди селебрити. А ведь помимо «Единой России» у кандидата Путина есть еще дружественный ОНФ, а еще поддержавшая выдвижение Путина «Справедливая Россия» – там, конечно, не миллионы живых партийцев, но для сбора хотя бы половины подписей тоже достаточно. Но нет, в бой снова идут подневольные сборщики, рассказы которых пусть и несильно, но все-таки портят картину чистых, прозрачных, законных и легитимных выборов, какими, по словам администраторов политической системы, должны стать в 2018 г. выборы нового старого президента.
И ведь сбор подписей – это самый простой для кандидата власти этап кампании, на котором выполнить требования закона и соблюсти правила политического приличия совсем нетрудно – и даже полезно. Сбор подписей, напоминает эксперт Комитета гражданских инициатив Аркадий Любарев, пусть и дискредитировал себя как единственный вариант выдвижения (избирательный залог как альтернативный вариант был ликвидирован в 2009 г. якобы для выравнивания в правах более и менее состоятельных политиков), остается хорошим способом привлечения публичного внимания к кандидату. Походы сборщиков по квартирам или пункты сбора подписей в общественных местах (сейчас популярны торговые центры) напоминают избирателям о предвыборной кампании и лозунгах – и это не будет лишним даже для такого кандидата, как Путин (уже самим фактом напоминания о грядущих выборах ради роста явки, важного для Кремля показателя успешности этой кампании).
Но это теория – на практике же региональные власти продолжают по привычке эксплуатировать традиционные, уже зарекомендовавшие себя на прежних выборах схемы: вместо мобилизации сторонников – эксплуатация зависимых, вместо ненавязчивой попутной агитации на местах сбора – тотальная бомбардировка в федеральных новостях и проч. Привычку давать результат без оглядки на средства, как и любую другую вредную привычку, трудно победить сразу – но и списать ее на отдельные «перегибы на местах» на пороге четвертого срока уже едва ли возможно. Если, конечно, вообще утруждать себя объяснениями.