Как совместить высокую явку со здравым смыслом
Задача избрать Владимира Путина «президентом всех россиян» трудновыполнимаТеперь, когда президент Владимир Путин объявил о намерении участвовать в очередных выборах президента, пространство интриги сократилось до технических подробностей: сколько человек придет на избирательные участки в день голосования. Социологи аккуратно предрекают невысокую по сравнению с прошлыми выборами явку – возможно, она станет самой низкой за все путинские кампании: есть риск, что в пересчете на всех избирателей страны Путин может стать президентом политически не слишком внушительного меньшинства.
Для власти это не новый, но по-прежнему непростой выбор – между стерильной победой и убедительными результатами. Администрация президента отрицает задание регионам получить 70% голосов, поданных за главного кандидата при 70% явки, которые должны сделать Путина президентом убедительного большинства россиян. Пока Кремль делает ставку не на красивый результат, а на тщательное соблюдение законных процедур, борьбу с нарушениями в предвыборной кампании и фальсификациями результатов по образцу прошедших осенью 2016 г. парламентских и региональных выборов, отмечает политолог Николай Петров.
Сочетать прозрачность избирательных процедур с максимально возможной без нарушений и жесткой мобилизации явкой на практике будет крайне непросто, полагает политолог Александр Кынев. В столицах, крупных городах и регионах с высокой политической конкуренцией, где развито общественное наблюдение, местные чиновники вряд ли рискнут пойти на серьезные нарушения, чреватые скандалами и отстранением от должности. Явка и поддержка Путина по регионам традиционно резко отличаются друг от друга в зависимости от качества общественного контроля и местных политических традиций. Так, разница между максимальной и минимальной явкой на уровне отдельных регионов на выборах 2008 г. была меньше, чем на выборах 2012 г., за счет того, что минимум снизился, и эта тенденция подтверждается статистикой выборов 2016 г. Сползание нижнего предела явки в отдельных регионах дальше вниз – это результат в том числе усиления общественного контроля за чистотой выборов.
По его мнению, чиновники в регионах, где не активны наблюдатели, будут действовать по привычке и инерции, завышая явку за счет фальсификаций и мобилизации. Они знают, что их не накажут за умеренные перегибы на местах, зато могут уволить, если они не покажут нужный результат, считает Кынев. Как и в 2012 г., вероятно, избрание действующего главы государства обеспечат прежде всего голоса депрессивных регионов с архаичной социальной и политической культурой – они традиционно дают высокую явку и большой процент. При этом победа с «кавказским» процентом при общей низкой явке плохо сочетается со статусом «президента всех россиян», отмечает Петров: если это произойдет, Кремлю придется изобретать новую, вождистскую легитимность Путина.