Почему молодые тоскуют по СССР
Советский Союз превратился в Атлантиду или град КитежРомантическая ностальгия по СССР, тоска по тому, что из XXI века видится как безбедная жизнь и справедливое мироустройство, достигла в России максимума с 2009 г. Послекрымская великодержавная эйфория вместе с пропагандой (тиражирующей миф о светлом прошлом) и особенностями человеческой памяти (вытесняющей отрицательные стороны советской действительности) породили мечты о прошлом даже среди молодежи, не заставшей СССР, и понимание невозможности возврата в прошлое.
Как следует из результатов опроса «Левады-центра», в конце 2017 г. доля жалеющих о крахе Советского Союза в декабре 1991 г. достигла 58%, не жалеют о нем вдвое меньше, каждый седьмой затруднился с ответом. Ностальгия почти вернулась к показателям ноября 2009 г., когда об исчезновении СССР жалели 60% респондентов, не жалели 28%, а еще 12% не смогли выбрать ответ. Для сравнения: в декабре 2012 г. о распаде жалели 49%, не жалели 35%, затруднились ответить 16%.
Уровень ностальгии по СССР в бывших его республиках существенно отличается – Россия здесь абсолютный лидер. По данным опроса «Евразийского монитора» в 2016 г. (в России его проводил ВЦИОМ), в России о распаде СССР жалели 63% и не жалели 23%. Ностальгия по СССР также сильна в Армении и Молдове (56 и 31%, 50 и 36%). В Грузии, на Украине и в Казахстане она существенно слабее: 31 и 57%, 32 и 49%, 38 и 46% соответственно.
Отношение к «величайшей геополитической катастрофе» резко отличается в зависимости от возраста. В поколении 55+ подавляющее большинство жалеет о распаде. Среди молодежи 18–24 лет, которая СССР уже не застала, число не жалеющих о распаде СССР превосходит число тех, кто об этом жалеет, вдвое: 42 против 20%. При этом мнение молодежи в последние годы неустойчиво: число жалеющих резко выросло в 2014 г. и сейчас вернулось к уровню 2009 г. По данным «Евразийского монитора», доля жалеющих о распаде СССР среди старшего поколения также выше, чем среди молодежи 18–35 лет: разница от 1,8 раза (Молдавия) до 5,4 раза (Украина.)
Усиление ностальгии по СССР характерно для периода неурядиц, в России она накладывается на комплекс великодержавности, отмечает социолог Денис Волков из «Левада-центра». Для молодежи, не соприкасавшейся с советской действительностью, СССР – это ушедшие в глубину прошлого идеальные Атлантида или град Китеж. Пропаганда тиражирует в массовом создании мифы светлого советского прошлого – со справедливым мироустройством, высоким уровнем жизни, доступными и качественными образованием и медициной. Пропагандисты избегают содержательных дискуссий о проблемах советской действительности (кастовости общества, дефиците товаров для большинства населения, отсутствии реальной свободы слова и передвижения etc). Социальные и экономические причины краха СССР серьезно не обсуждаются, причины сводятся к внешнему заговору и предательству элит. На молодежь также влияет ностальгия старшего поколения, из памяти которого отпуск в Крыму вытеснил очереди за мясом и одеждой, отмечает Волков.
Но это лишь тоска по идеалу, которая не сопровождается тягой к реальным действиям. По данным «Евразийского монитора», подавляющее большинство опрошенных (от 61% в Казахстане до 75% на Украине; в России – 68%) уверены, что воссоздать СССР невозможно. Доля сохраняющих иллюзии о восстановлении Советского Союза колеблется от 9% на Украине до 23–24% в России и Казахстане.