Страна в поисках героя
Почему государство поддерживает съемки байопиков советских спортсменов и хорроровРоссийскому кино не хватает современных героев: судя по обнародованному списку проектов, которые получат поддержку Фонда кино, в фаворе по-прежнему герои прошлого. Фонд кино – структура Минкульта, курируемая советником президента Владимиром Толстым, – распределяет 3,5 млрд руб.: в августе он распределил 1 млрд руб. на съемки 35 картин независимыми киностудиями, в июне – 2,5 млрд руб. на 15 кино и мультфильмов крупных российских кинокомпаний.
В топе герои советской поры. Студия Алексея Учителя получила деньги на два фильма – «Цой» (погибший в 1990 г. лидер группы «Кино» в кадре так и не появится) и «Стрельцов» про знаменитого нападающего «Торпедо» (умер в 1990 г.). «Стрельцов» станет продолжением нового тренда – байопиков легенд советского спорта, востребованных после успеха «Легенды № 17» и поддержанных постолимпийским энтузиазмом, «Цой» следует в фарватере «Высоцкого: спасибо, что живой».
Яркая спортивная легенда – киногерой, который нравится не только зрителям (сборы «Легенды № 17» в прокате – $29,5 млн при бюджете в $10 млн), но и власти, объясняет гендиректор «Нева фильм Research» Олег Березин («Легенду № 17» оценил в том числе и Владимир Путин). Советская спортивная легенда – герой, близкий к совершенству: эффект приятия усиливает сохраняющаяся ностальгия части общества по советским временам. «В сложившейся политической обстановке советское прошлое – единственное, чем можно позитивно кормить людей», – считает Березин.
Впрочем, среди будущих киногероев есть и один современник – возможно, чуть ли не единственный беспроигрышный вариант. Владимир Досталь снимет на госсредства «Лицо» про двойника Владимира Путина – это будет комедия про то, что будет, если президент уйдет в отставку (фильм выйдет в прокат уже после того, как пройдут очередные президентские выборы). Как сообщил режиссер «Известиям», президент идею одобрил.
Но идеологическая конъюнктура – не единственный, как может показаться, ориентир Фонда кино. Деньги выделяются в первую очередь коммерчески перспективным заявкам из расчета, что фильм окупится в прокате, помогая наращивать нашу долю в прокате. О развитии авторского кино речь не идет. Кинокомпании в таких условиях отбрасывают рискованные проекты, ориентируясь на успех уже вышедших картин. Этим же объясняется успех триллеров (деньги получили пять заявок): комедии уже не интересны. Если, конечно, это не комедия про отставку Путина.