ВИЧ-отрицательный метод
Статистика заболеваемости пока улучшается только при изменении методики подсчетаМинистр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила о резком, «практически в два раза», снижении темпов прироста заболеваемости ВИЧ в России за 2016 г. – с 10–12% в год в среднем за последние 10 лет. Звучит хорошо, особенно на фоне официального признания в 2015 г. масштабов распространения ВИЧ эпидемией. Но, к сожалению, эта новость – всего лишь издержка новой методики подсчета: с 2016 г. министерство учитывает только неанонимных инфицированных – тех, кто сдавал анализы в государственных медучреждениях с паспортом и страховым свидетельством на руках. Таких в 2016 г. ведомство насчитало 86 800 против 100 000 в 2015 г., сообщила помощник министра здравоохранения Ляля Габбасова. С учетом анонимных анализов Роспотребнадзор в 2016 г. насчитал 125 000 новых случаев лабораторного подтверждения ВИЧ-инфекции. Минздрав закрыл глаза минимум на 20% инфицированных, пишет в «Независимой газете» руководитель Федерального центра СПИД (находится в ведении Роспотребнадзора) Вадим Покровский.
Анонимные анализы по-прежнему востребованы – ведь людей с ВИЧ в России и сейчас считают маргиналами. Носительство стигматизировано, поскольку до сих пор ассоциируется только с наркоманами, гомосексуалистами, проститутками и другими париями, и официальное признание того факта, что ВИЧ вышел за пределы групп риска и распространяется сейчас преимущественно в гетеросексуальных половых контактах, ничего не меняет в отношении общества к ВИЧ-положительным.
Из-за генерализации вируса – укоренении во всех социальных группах – немалая часть ВИЧ-инфицированных пока еще не знает о своем диагнозе, скрытая форма может длиться 10–20 лет, отмечает Покровский.
По его оценке, всего в России сейчас живут с ВИЧ более 1,3 млн человек. Это уже не чисто городская проблема: по словам главного санитарного врача Анны Поповой, сейчас заболеваемость растет среди сельского населения, а также среди старших возрастных групп. Профилактическая работа адресована в основном городскому населению, вот и результат, говорит Покровский.
При этом денег на лечение ВИЧ/СПИДа в госбюджете недостаточно. ВОЗ рекомендует подавляющую вирус иммунодефицита антиретровирусную терапию (АРВ) всем, у кого выявлен ВИЧ, в России же охват АРВ-терапией – 46% от 650 000 человек с ВИЧ, взятых на учет Минздравом, или 33% от 900 000 живых носителей вируса, зарегистрированных Роспотребнадзором по состоянию на конец 2016 г. При этом госстратегия по противодействию распространению ВИЧ ставила задачу к 2020 г. довести охват АРВ-терапией до 90% – это позволило бы остановить эпидемию. Получить лечение непросто, а на селе и вовсе нереально, лекарства пациентам выдают далеко не самые современные, с большим количеством побочных эффектов и преимущественно дженерики. Смертность от ВИЧ-инфекции, по данным Росстата, в России ежегодно растет: 12 540 смертей в 2014 г., 15 520 – в 2015 г. и 18 575 – в 2016 г.