Россия без иммунитета
Стратегия борьбы с распространением ВИЧ не работаетТеория и практика борьбы с распространением ВИЧ-инфекции находятся в России в состоянии острого конфликта. Утвержденная в конце 2016 г. государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ на период до 2020 г. обозначает две ключевые задачи – снижение числа новых случаев заражения вирусом иммунодефицита и снижение смертности. В действительности оба показателя растут, в том числе из-за того, что государство экономит на лекарствах и не стремится облегчить способы их получения.
По данным руководителя Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадима Покровского, которые приводит «Интерфакс», в 2016 г. число новых случаев ВИЧ-инфекции выросло на 5,3% (103 500 случаев), а смертность – на 18% (18 500 человек в 2016 г. и 15 700 человек в 2015 г., данные Росстата). Причем в 2016 г. темпы распространения инфекции несколько снизились по сравнению с примерно 10–12% новых случаев заражения ежегодно в предшествующие 10 лет, отмечает Покровский. У Минздрава, впрочем, есть успокоительная статистика: по данным министра Вероники Скворцовой, новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией на 100 000 человек в 2016 г. стало меньше на 15% по сравнению с 2015 г. Минздрав считает людей с поставленным диагнозом, а центр Покровского – анализы с положительным результатом.
Как ни считай, в абсолютных цифрах число ВИЧ-инфицированных растет. В 20 российских регионах в 2015 г. порог распространения превысил уровень эпидемии и достиг генерализованной стадии – это означает, что вирус укоренился во всех социальных группах, выйдя далеко за пределы групп риска. Еще в 2015 г. большинство заразилось в результате употребления наркотиков, но в 2016 г., по данным Покровского, заражение при половом контакте фактически сравнялось с ним по частоте, причем абсолютное большинство случаев заражения произошло при гетеросексуальном половом контакте.
Госстратегия противодействия распространению ВИЧ ставит задачу к 2020 г. охватить антиретровирусной (АРВ) терапией 90% всех инфицированных – это позволит остановить эпидемию. Но в 2015 г., по данным Минздрава, АРВ-терапию получили только 27% носителей ВИЧ. Авторы стратегии полагают, что проблема в том, что инфицированные из групп риска ведут антисоциальный образ жизни и не обращаются за помощью или же не принимают лечение. Но по закону получать лекарства нужно по месту регистрации, закупки АРВ-препаратов тоже ведут регионы – в результате ВИЧ-инфицированные, живущие не там, где зарегистрированы, выпадают из системы безотносительно своего желания лечиться. В Москве, по данным Покровского, может быть до 20 000 иногородних носителей ВИЧ, но лечить их Москва не имеет права.
Но, даже встав на учет, ВИЧ-инфицированные не могут рассчитывать на получение действительно современного лечения. Стратегия рекомендует «широкое применение» дженериков – лекарств предыдущих поколений, с бо́льшим количеством побочных эффектов. Экономя на цене, государство пытается выиграть в объемах закупаемых лекарств: финансирование борьбы с ВИЧ не растет пропорционально росту числа инфицированных, а в 2016 г. отдельным регионам финансирование было даже сокращено из-за кризиса.
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)