Могут ли санкции развалить диктатуры
Ограниченные репрессии и значительные внутренние ресурсы позволяют сохранить власть, но в условиях затяжной стагнацииКумулятивный эффект экономических санкций меняет политические стратегии диктаторов, но редко приводит к смене режима. К такому выводу пришли исследователи ВШЭ Кирилл Чмель, Александр Демин и Кирилл Казанцев в работе о глобальных последствиях долгосрочных санкций Dictators’ Behavior Under Conditions of Economic Sanctions Cumulative Effect.
Ученые изучили данные по 112 странам в период между 1976 и 2006 гг., в выборку попали страны Южной Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика), бывшего СССР (Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Россия), Азии (КНР, КНДР, Вьетнам), Европы (Румыния, Испания), Африки (ЮАР, Кения), а также Турция, Сирия, ОАЭ.
Санкции имеют отложенный эффект, начиная сказываться через несколько лет, отмечают авторы исследования. Прослеживается общая для большинства подсанкционных стран схема: вначале санкции дестабилизируют режим, в ответ диктаторы максимизируют зависимость политической и экономической системы от себя лично, используя репрессии и принуждение элит к лояльности. Репрессии – политические дела, давление на бизнес, рейдерство и проч. для снижения потребностей элиты и населения – быстро усиливаются: например, в Северной Корее и Китае это заняло до 5–7 лет, отмечает Чмель.
В первые годы действия санкций диктатор может пойти на внутриполитические уступки, если ущерб от санкций сильно ограничивает госбюджет. Для стабилизации, помимо репрессий, диктатуры используют демократические институты, адаптируя их под свои нужды, например собирая вокруг себя элиты путем перестановок внутри партий или создания партии-монополиста. Если режим на этом этапе устоял, то наступает второй этап, когда экономика в любом случае слабеет, а издержки на репрессии растут. Для выживания диктатор должен нащупать точку равновесия между желанием нарастить репрессии и сохранить экономику, отмечает Чмель: если экономика изначально достаточно большая, изоляция не перекрывает разом все внешние каналы пополнения бюджета, а страна располагает достаточным объемом внутренних ресурсов, диктатура консервируется, репрессии стабилизируются, экономика стагнирует. Долголетие диктатуры зависит от того, найдет ли диктатор это равновесие, отмечают авторы исследования, в противном случае диктатура рассыпается под грузом экономических проблем. В России уровень репрессий стабилизировался, считает Чмель: это второй этап. Сколько он продлится, будет зависеть от масштаба санкций и их глубины, при этом взятый курс на самоизоляцию играет на стороне санкций.