Шоу спасения политики
Зачем президентской кампании кандидат СобчакПолитическая интрига умерла, да здравствует интрига шоу – так можно расценить решение Ксении Собчак участвовать в президентских выборах 2018 г. Реальная политическая конкуренция на них была убита в зародыше недопуском на выборы Алексея Навального; выдвижение же Собчак – публичное признание, что выборы не настоящие, зато пройдут по законам шоу, в которых итог всегда повторяется и потому заранее известен, но для пущей зрелищности процесса от сценария возможны отклонения.
Сам Путин из власти не уйдет, конкуренции нет, политики нет, но свежие лица всегда украшают даже бессмысленную кампанию. Нужна молодежь, которой так интересуется в последнее время Путин. Но где ее взять? Главный герой с удовольствием выступает на медийном поле, органично чувствуя себя в роли самого главного шоумена и неустанно удивляя новыми воплощениями. Значит, оппоненты тоже должны быть медийно сильными – не с Зюгановым же танцевать это танго? А Ксения Собчак давно работает знаменитостью, ее, как и Путина, знают все; ее месседж тоже элемент шоу: она идет на выборы, чтобы стать для избирателей не президентом, но воплощенной графой «против всех» (Навального, который хочет стать для избирателей президентом, на выборы не допускают). На выборы она идет работать по профессии, чтобы сделать из безальтернативных псевдовыборов президента главное шоу 2018 г.
Выборы в России – продукт из телевизора: россияне готовы голосовать за тех, кого знают по телекартинке. В топе россиянок, которых россияне могут представить себе кандидатами в президенты, – Матвиенко, Яровая, Поклонская, показал октябрьский опрос «Левада-центра». Собчак, кстати, там тоже есть – с аудиторией в районе статпогрешности. Среди мужчин – вечные Жириновский, Зюганов, Явлинский.
Но и отбор перспективных назначенцев тоже исключительно медийный: полуфиналы, финал, наставники с громкими именами. Если даже работу над кадровым резервом превращают в шоу, то чем президентские выборы хуже?
Участие Собчак добавит в процесс элемент эффектности, столь важный для шоу, считает политолог Алексей Макаркин. Именно селебрити приглашают в шоу, чтобы создать интерес к его участникам, поднять рейтинги. У Путина-то с рейтингами все в порядке, но вот выборы сами по себе – совсем непопулярное шоу.
Собчак не политик, но у нее есть своя аудитория, она понятна части молодежи, которая получит возможность высказаться за своего кандидата – ради прикола или «против всех». На то, чтобы менять власть, как Навальный, Собчак не претендует, но хочет «влиять» на нее. Власти это удобно, тем более что те, кто приходит во власть, часто сами меняются под ее влиянием.
К тому же Собчак знает правила: шоу – мир управляемых и безобидных скандалов, которые привлекают внимание, но ничего не меняют; он не любит скандалов реальных. Победитель заранее известен, хотя еще и не заявился, Собчак прочат 2% голосов, но может замахнуться и на 6%. Прикол – это тоже результат: человек чувствует себя лучше.