Как оценить каталонское самоопределение
В практике сецессий нет единых стандартов и подходовРеферендум о независимости в Каталонии и реакция на него испанских властей снова ставят вопрос о соотношении права наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государства. Современное международное право не дает четких ответов на эти вопросы, решение в каждом случае зависит от обоснованности требований самоопределяющихся и степени нарушений их прав.
Руководители автономии объявили о победе на референдуме, центральные власти – о провале референдума (незаконного) и возможном временном лишении Каталонии статуса автономии (согласно конституции). Комитет министров Евросоюза заявил о незаконности референдума, ОБСЕ – о чрезмерности применения силы испанской полицией и Гражданской гвардией (в ходе столкновений в воскресенье пострадали около 840 человек).
Вопрос о праве на самоопределение возник еще в 1861 г., когда население Ниццы, входившей в состав Италии, проголосовало за присоединение к Франции, но с тех пор единого правила решения вопросов не выработано. В международном праве нет четких рамок для определения того, когда в качестве исключения право народов на самоопределение начинает превалировать над принципом территориальной целостности, поясняет профессор кафедры международного публичного и частного права НИУ ВШЭ Вера Русинова. Во-первых, четко не урегулирован вопрос о том, кто является носителем права на самоопределение, какую общность людей можно считать «народом». Во-вторых, отсутствует консенсус в отношении того размаха, которого должны достичь нарушения прав человека, чтобы не сумевший реализировать свое право на самоопределение «народ» смог правомерно претендовать на отделение.
Обычно вопрос решается индивидуально, отмечает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. В 1995 г. Африканская комиссия по правам человека сочла доводы Конгресса народов Катанги (провинции Заира) о массовом насилии против местного населения недостаточными для начала сецессии. В августе 1998 г. Верховный суд Канады разъяснил, что франкоязычная провинция Квебек может уйти лишь в случае массовых нарушений прав франкоканадцев.
Мирная реакция на объявление независимости или суровое подавление сецессии зависит от механизмов устранения противоречий между центром и регионами. В последние годы появилось немало сепаратистских движений, требующих выхода из страны по экономическим причинам (Лига Севера в Италии, Фламандское движение в Бельгии), но это недостаточная причина для сецессии.
Серия конфликтов после распада социалистического лагеря добавила решений, позволяющих говорить о двойных стандартах: одни считают нарушения прав албанцев в Косове и потенциальную угрозу для русскоязычных жителей Крыма достаточной причиной для признания независимости первого и присоединения к России второго, другие – нет.
Нет и четких правил, что считать волеизъявлением народа, например, можно ли считать «чистым» каталонский референдум. Зато насилие каждой из сторон повышает шансы соперника на признание его правоты.
Но риск «парада суверенитетов» в мире невысок. В странах, столкнувшихся с сепаратизмом (Франция, Бельгия, Великобритания, Канада, Италия), выработаны механизмы устранения противоречий, говорит Фролов.
Исправленная версия