Перестраховка от Навального
Зачем власть мешает незарегистрированному кандидатуКандидат необъявленной президентской кампании, юридически не имеющий права на участие в ней, Алексей Навальный в пятницу был задержан в Москве за повторные призывы принять участие в несогласованной, по версии властей, массовой акции – встрече со сторонниками в Нижнем Новгороде. Действия власти обозначили наиболее болезненную для нее накануне выборов активность – митинги, особенно несогласованные, напоминающие о протестном предвыборном сезоне 2011–2012 гг.
Турне Навального по России от Владивостока до Мурманска – вторая часть его федеральной кампании после открытия 80 штабов в ключевых городах. Попытки не согласовать, затянуть время переговоров или отказать в проведении встреч выглядели отдельными проявлениями административного рвения региональных чиновников, пока дело не дошло до задержания Навального московскими полицейскими. Акция в Нижнем все равно состоялась – как флешмоб внутри экстренно организованного городом фестиваля «Позитивный Нижний» – порядка 250 сторонников оппозиционера водили хоровод внутри оцепления, выкрикивая «Позитивный Нижний за Навального». В других городах число участников встреч достигало нескольких тысяч человек.
Навальный интересен людям и у него отличные организаторские способности, что в сумме делает его региональное турне успешным, отмечает политолог Алексей Макаркин. Да, на встречи собираются уже «обращенные», встречи не работают как консолидирующие разные группы недовольных, но этих «обращенных» оказалось больше, чем, видимо, предполагала власть. Рост сопротивления в согласовании встреч и второй «привод» за призывы участвовать в митингах (третий грозит уголовной ответственностью) – знак, что региональное турне перестало восприниматься как безобидный политтуризм. Об этом говорит и экстренно внесенный в Госдуму проект поправок в закон об информации, предлагающий упростить процедуру блокировок сайтов, распространяющих призывы выйти на несогласованный митинг, – тем более нелепый, что предлагаемые нормы в законе уже есть.
Как харизматичный лидер и умелый организатор Навальный был и остается явной угрозой для Кремля, пусть и частично нейтрализованной запретом на участие в выборах президента. Симбиоз либерала и популиста в Борисе Ельцине 30 лет назад оказался крайне опасным сочетанием. Но изначальная конфликтность Навального, его ленинское стремление размежеваться с «конформистами» и «примиренцами» на руку власти и снижает уровень этой угрозы, рассуждает Макаркин. Успех поездок по регионам отдаляет Навального от мыслей о целесообразности консолидации оппозиции, давая основания считать, что за ним теперь и протестно настроенные жители крупных российских городов, а не только Москва (где численность митингов в последние годы естественным образом сократилась до сопоставимых с регионами значений). Протестный потенциал остается невысоким, свидетельствует свежий опрос «Левада-центра»: в целом ожидания протестных выступлений с экономическими и политическими требованиями у россиян сейчас несколько выше, чем в последние три года, но готовность участвовать в них остается на стабильно низком уровне.
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)