Как не выдать человека
Общественная кампания и работа правозащитников еще могут влиять на решения судаИстория дела журналиста «Новой газеты» Худоберди Нурматова, известного под псевдонимом Али Феруз, показывает, что общественная активность и правовая грамотность еще могут влиять на решения суда и работу спецслужб. По крайней мере временно.
Во вторник Мосгорсуд отложил решение Басманного суда о высылке Феруза в Узбекистан до вынесения вердикта Европейского суда по правам человека. Феруз много лет прожил в России, переехал в Узбекистан и был вынужден бежать оттуда из-за внимания спецслужб, в России является нелегальным мигрантом, поскольку в 2012 г. у него украли паспорт. Чтобы получить статус беженца, он должен вернуться в Узбекистан, где ему угрожают обвинения в терроризме и мужеложестве (есть такая статья в узбекском УК). Несмотря на то что мать Феруза и его братья – российские граждане, причем мать тяжело больна, ему отказали во временном убежище.
В прошлый вторник Феруза задержала полиция, а вечером того же дня Басманный суд постановил выдворить его в Узбекистан, его направили в спецприемник для депортируемых. За Феруза, который говорил, что лучше покончит с жизнью, чем вернется на родину, вступились коллеги из «Новой газеты» и Совет по правам человека. Обращения к Кремлю могли бы не сработать, за отказ от выдачи выступали противники нынешних властей, а в глазах чиновников и большинства обывателей Феруз – ярко выраженный отрицательный персонаж: нелегальный мигрант и гей, говорит политолог Алексей Макаркин.
Первые сигналы от представителей государства не обнадеживали. «Ситуация очень сложная, и ряд факторов не позволяет закрыть глаза на ряд нарушений, которые имеют место», – заявил в четверг пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Феруз мог стать жертвой игр силовиков. Практика неформального обмена противниками правящих режимов довольно развита у спецслужб стран СНГ. Узбекские и другие центральноазиатские спецслужбы порой похищали их и в России, писали в своей книге «Новое дворянство. Очерки истории ФСБ» Ирина Бороган и Андрей Солдатов. Москва, выдав Феруза, могла пытаться улучшить отношения с нынешним президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, полагает политолог Николай Петров.
Решающую роль в отказе от выдачи сыграла быстрая подача жалобы в Страсбург, считает Макаркин. Кремль не хочет окончательно ссориться с Европой и демонстративно игнорировать свои обязательства. Автор жалобы в ЕСПЧ, юрист «Мемориала» Кирилл Коротеев, отмечает, что по делам о выдаче нелегальных мигрантов, которым на родине угрожает преследование, пытки и казни, в последнее время наработан положительный опыт. Но нельзя отрицать и роль общественного внимания к делу Феруза, которое помогло избежать его тайной выдачи или похищения, говорит Коротеев.
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)