Депутаты Госдумы узнают об избирателях

Зачем парламенту социологические опросы

Депутаты хотят знать, чем живут избиратели, – желание само по себе похвальное. Для выяснения забот и мнений граждан о своей работе Государственная дума, которую эти граждане формально избирают, решила заказывать социологические опросы: конкурс на сумму 27,9 млн руб. выиграл ВЦИОМ. Вице-спикер Петр Толстой, курирующий в нижней палате эту тему, пояснил, что депутаты хотят получить еще один канал обратной связи. У фракций и депутатов накопился широкий круг вопросов: как уточнил другой вице-спикер, Александр Жуков, набралось уже около 30 тем для социологов.

Понятно и известно стремление спикера Вячеслава Володина повысить статус Думы нынешнего созыва – в том числе этой цели служит инициатива усиления внешней экспертизы. Многим законопроектам, правда, этой экспертизы не хватает и сейчас – наверное, надо подождать, пока процесс будет отлажен. Частью такой экспертизы призвана стать и социология.

Кажется немного странным, правда, что для обратной связи депутатам нужны соцопросы, да еще и в таком централизованном виде. Впрочем, реального политического представительства в России давно нет и желание что-то узнать об избирателях хотя бы из соцопроса может помочь. А может и не помочь.

«Соцопросы – ключевая технология легитимации любых решений», – отмечает социолог Георгий Юдин. Метод существовал еще в Думе предыдущего созыва, просто Вячеслав Володин тогда отвечал за внутреннюю политику в администрации президента, которая и заказывала опросы. Схема выглядела так: вносился законопроект, его сопровождала информационная кампания, администрация заказывала соцопросы и замеряла отношение к нему россиян. Если поддержка была весомой, результаты опросов торжественно предъявляли в государственных медиа и Дума могла спокойно голосовать «за» (конечно, так бывало не всегда – но и статус у предыдущей Думы был очень низок).

В принципе, так поступают власти на всех уровнях – от муниципалитета до администрации президента. Опросы общественного мнения нужны им не для отмены или коррекции решений, а в большинстве случаев для легитимации нужных решений. Опрос после медиакампании сам становится частью медиакампании. Чиновники могут смело предъявлять результаты: «Видите, граждане наше решение поддерживают».