Не партии и были
Административная перекройка партийной системы не связана с обеспечением представительстваПартийная система России, разросшаяся за пять лет после реформы с 7 до 74 зарегистрированных партий, скоро, по-видимому, схлопнется. Массовая ликвидация новых партий начнется уже в 2019 г., через год после президентских выборов, предсказывают эксперты Комитета гражданских инициатив Александр Кынев и Аркадий Любарев. Чтобы иметь право на существование, любая российская партия по закону обязана участвовать в выборах, причем весьма активно: право на сохранение регистрации дает участие партии в течение семи лет после создания или в выборах президента, или депутатов Госдумы, или девяти губернаторов, или депутатов 17 региональных заксобраний, или в муниципальных выборах в 43 регионах.
Требования кажутся логичными, но выполнить их не так-то просто, поскольку вскоре после партийной реформы (упростившей процесс регистрации) прошла избирательная реформа (усложнившая процесс допуска к участию в выборах). Для участия в президентских выборах нужно собрать 100 000 подписей, в парламентских – 200 000 подписей, в губернаторских – собирать подписи не просто граждан, а муниципальных депутатов, причем разных уровней. Подписи надо собирать очень быстро, и строго по форме, и с участием нотариуса, и не превышая 5% брака, а оспорить результаты проверки практически невозможно. От сбора подписей освобождены партии-льготники, которые или попали на прошлых выборах в Госдуму, или провели хотя бы одного депутата в региональное заксобрание. Таких партий сейчас 14.
Среди не имеющих льгот партий абсолютное большинство отказалось от участия в парламентской кампании, подтвердив эффективность отсева в виде сбора подписей.
Только 11 новых партий принесли в Центризбирком нужное количество (а качество еще предстоит проверить) подписей. Сложилась парадоксальная ситуация, считает Кынев: без льгот участвовать в выборах фактически нереально, а чтобы получить льготы, нужно участвовать в выборах. Система герметична: входных билетов нет.
Оставшиеся за бортом, т. е. без подписной льготы, имеют мало шансов выжить. Число партий, которые на данный момент так или иначе пытаются преодолеть законодательный барьер выживания, невелико: это максимум 25 партий, которые намерены участвовать в парламентских выборах (но не все будут зарегистрированы) плюс еще две, которые смогли принять участие в выборах депутатов 17 региональных заксобраний.
Сколько партий нужно сейчас России? Партийное поле уже было зачищено в 2000-х, когда выжили только семь партий, но этого оказалось слишком мало – спойлеры тоже бывают полезны, рассуждает эксперт центра «Индем» Юрий Коргунюк. Теперь, видимо, партий снова оказалось слишком много.
В любом случае административная перекройка партийной системы никак не связана с обеспечением действительного политического представительства.