Зачем отнимать школы у муниципалитетов
Ольга Васильева строит вертикальное образовательное пространствоМинистр образования Ольга Васильева анонсировала отстройку школьной управленческой вертикали – переподчинение школ регионам, а не местному самоуправлению – как часть «возвращения школ в государство». Согласно действующему закону об образовании учредителем школ могут быть как муниципалитеты (таких школ большинство), так и региональные власти в лице местных министерств или департаментов образования (такая схема реализована в Москве и Петербурге). Функции учредителя предполагают и функции собственника на школьное имущество, а также право назначения и увольнения директора школы. Финансирование муниципальных школ идет по двум каналам: за содержание здания и оплату ЖКХ отвечает муниципалитет, а за зарплату, покупку учебников и другие образовательные расходы – бюджеты региона.
Передавая несколько лет назад управление и финансирование образования на уровень регионов и муниципалитетов, Москва могла объяснять это желанием усилить связь школы и местного сообщества, но в действительности центр просто снимал с себя ответственность за происходящее, считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Школы получали лишнюю «прокладку» в виде муниципалитетов, которые могли произвольно перекидывать финансирование между школами района. Передача школ регионам уравняет их доступ к финансированию и, вероятно, улучшит ситуацию с содержанием и ремонтом школ, но не приведет автоматически к росту зарплат учителей – это зависит от бюджетных возможностей каждого региона.
Роль регионов в управлении образованием и сейчас велика – как в части создания стандартов образования, так и в области регулирования и контроля, они и так уже «огосударствлены», уверена глава Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. Дальнейшая централизация нецелесообразна: управлять условной тысячей школ из одного регионального центра неэффективно и неудобно, а сам процесс передачи, переоформление множества документов надолго отвлечет школы от собственно образовательного процесса.
Отстройка управленческой вертикали – это часть большого процесса создания единого образовательного пространства, о необходимости которого часто говорит Васильева. Под единым пространством подразумевается и унификация содержания программ – в частности, идет дискуссия о создании и использовании единого для всей страны так называемого «базового» учебника по истории, географии и другим предметам. Но финансовой и управленческой централизации не должно сопутствовать выстраивание идеологической вертикали и возвращение уравниловки, возражают педагоги. Право учителя на выбор учебника гарантировано законом, а регионы должны сохранить право учитывать интересы своих жителей и местную специфику, говорит Абанкина.
«Возвращение школ в государство» из муниципалитетов – симптоматичная фраза, подтверждающая фактический отказ от местного самоуправления. Возможно, с экономической точки зрения переподчинение школ регионам логично в ситуации кризиса и отсутствия у муниципалитетов доходов. Единство образовательного пространства, вероятно, усиливается, но пространство это становится все более однообразным.
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)