Рынок неформалов
Счетная палата обнаружила сокращение занятости в малом и среднем бизнесеУвеличение количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в России не привело к росту занятости. Напротив, число работающих в малом и среднем бизнесе сократилось, большинство уволенных ушли в неформальный сектор, отмечается в отчете Счетной палаты (СП).
СП проанализировала эффективность использования бюджетных средств для поддержки малого и среднего бизнеса. По данным Росстата, количество малых и средних предприятий в 2010–2016 гг. увеличилось с 4,6 млн до 5,8 млн, или на 27,6%. Число малых и микропредприятий выросло с 1,6 млн до 2,8 млн, индивидуальных предпринимателей – осталось в пределах 3 млн, а средних – с количеством работников от 101 до 250 человек – уменьшилось с 25 900 до 16 300. Занятость в малом и среднем бизнесе сократилась, по расчетам СП, с 19 млн до 15,8 млн человек, или на 16,9%.
По данным Росстата, число работающих на средних предприятиях снизилось с 2,6 млн до 1,7 млн, на малых – с 11,1 млн до 10,1 млн человек, число самозанятых изменилось меньше. В отчете отмечается, что сокращение занятости в малом и среднем бизнесе и уход миллионов людей в неформальный сектор отражают сложившееся у предпринимателей недоверие к государству, вызванное регулярными изменениями законодательства (например, повышением взносов в социальные фонды в 2013 г.). Кроме того, часть малых и микропредприятий были созданы для оптимизации: бизнесмены разделили компании ради упрощенного налогообложения или участия в госзакупках. Низкая эффективность господдержки малого бизнеса, на которую в 2015–2016 гг. выделили 152,8 млрд руб., объясняется административными издержками ее получения и значительной коррупционной составляющей. Аудиторы отмечают, что в ряде регионов помощь от властей регулярно получают одни и те же фирмы.
Большая часть работников, покинувших фирмы среднего и малого бизнеса, ушли в неформальную занятость, отмечается в отчете СП. Неформальность не означает обязательный уход в тень, поясняет Владимир Гимпельсон из НИУ ВШЭ. Миллионы людей получают патенты на индивидуальную трудовую деятельность. Заработок в неформальном секторе на 25–30% ниже, чем в официальном. Тем не менее миллионы работников останутся там из-за недоверия к государству и высоких административных барьеров, отмечает эксперт.