Чиновники спорят, как собирать налоги с самозанятых

Лучше вообще не трогать этот сектор, советуют эксперты
Государство хочет проследить за самозанятыми
Государство хочет проследить за самозанятыми / Марина Лысцева / ТАСС

С 2017 г. няни и сиделки, репетиторы, домашние работники получили двухлетние налоговые каникулы в обмен на согласие выйти из тени – зарегистрироваться в налоговой службе. Регионы смогут расширять перечень видов деятельности, на которые распространяются каникулы.

Однако чиновники, предложив людям легализовать свой труд, до сих пор не решили, как после каникул они будут платить налоги. Часть ведомств за патентную систему, против такого варианта Минфин, который предлагает платить НДФЛ (13%). Минфин считает преждевременным обсуждать налогообложение самозанятых граждан, пока не будет законодательно определен их статус, сообщил его представитель.

«Пока варианта лучше, чем патент, не придумали», – настаивал зампредседателя Совета Федерации Евгений Бушмин на заседании комитета по бюджету и финансовым рынкам (цитата по «Интерфаксу»). А если доход окажется ниже прожиточного минимума, то и от патента можно освободить, предложил он, а регистрацию таких людей нужно сделать добровольной. Идею патентов поддержал и представитель Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). А начальник инспекции Счетной палаты Елена Гаус предложила сразу заложить в сумму патента страховые взносы (цитата по «Интерфаксу»). У патентной системы есть большой потенциал для легализации самозанятых, считает и представитель Минэкономразвития.

Но есть риск, что индивидуальные предприниматели воспользуются льготами и перейдут в разряд самозанятых, заявил замначальника департамента Минфина Рубен Саакян. НДФЛ может оказаться даже выгоднее – при патентной системе люди платят фиксированные страховые взносы вне зависимости от дохода, предупреждает чиновник финансово-экономического блока, регулировать нагрузку можно и с помощью налоговых вычетов. Но и ставку взносов для самозанятых можно снизить, спорит другой чиновник. Сейчас индивидуальные предприниматели, зарабатывающие меньше 300 000 руб., должны платить в Пенсионный фонд 26% годового МРОТа, а также дополнительно 1%, если доход превысит этот порог, но не больше 191 790 руб. в 2017 г. В ФОМС за год нужно заплатить еще 5,1% от 12 МРОТов.

Незапатентованный налог

Чтобы отделить самозанятых от индивидуальных предпринимателей, нужно закрепить критерии понятия «самозанятый», указывает представитель Минэкономразвития: это люди, самостоятельно оказывающие услуги и выполняющие работы для населения. Работа должна быть направлена на получение дохода. Такой человек не должен быть зарегистрирован как предприниматель и у него не должно быть наемных работников, перечисляет представитель Минэкономразвития.

Патенты будут работать, только если самозанятому не придется регистрироваться как индивидуальный предприниматель, говорит вице-президент Института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев, самозанятые – это именно те, кто не занимается бизнесом. А обложение их 13%-ным НДФЛ ничего не изменит, самозанятые могли бы и сейчас платить налог, если бы хотели, замечает он. Члены Совета Федерации подготовили поправки в Налоговый кодекс, которые предлагают с 2019 г. ввести патент для самозанятых, которые не хотят регистрироваться в качестве предпринимателей, включив в него взносы.

Участников теневого сектора насчитывается около 20 млн человек, или почти 30% занятых, оценивали эксперты РАНХиГС, из них 8 млн полностью исключены из официальной экономики. Зарегистрированных индивидуальных предпринимателей значительно меньше, следует из данных ФНС: 3,6 млн. Но именно самозанятых немного – менее 5–7% и эта доля стабильна на протяжении всех 2000-х гг., пришли к выводу эксперты ЦСР и ВШЭ: теневой рынок труда рос за счет неформальной работы по найму.

«Люди ушли в тень не потому, что им плохо на свету, а потому, что их отторг корпоративный сектор (крупных и средних предприятий)», – объясняет директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон, только за 2008–2015 гг. число рабочих мест в нем сократилось почти на 12%. Попытки искоренить неформальную занятость репрессивными мерами приведут к сокращению заработков, росту безработицы и снижению экономической активности. Нужно не отлавливать этих людей, а создавать условия для роста рабочих мест в формальном секторе, считает Гимпельсон. Лучше вообще не трогать сектор самозанятых, считает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Если начать формализовать такие рабочие места, их станет меньше, а если попытаться обложить налогами и платежами, люди перестанут оказывать такие услуги, считает она, что приведет к росту безработицы. При росте фискальной нагрузки у людей не будет стимулов регистрироваться, признает представитель Минэкономразвития.