Экономика малого роста
Рост ВВП в 2%: мало, много или достаточноОптимизм в оценках отечественной экономики и перспектив ее развития может оказаться преувеличенным. Статистика фиксирует начало подъема, но цифры ожидаемого роста могут оказаться скромными из-за слабого спроса и проеденных населением сбережений. Даже если удастся достичь запланированных в Минэкономразвития показателей, это будет рост в прежней экономической модели, сохраняющей отставание России от передовых стран.
Свежая статистика Росстата, с которой в среду министр экономического развития Максим Орешкин пришел к Путину, выглядит на первый взгляд обнадеживающе. Тенденции подъема налицо, считает Орешкин: об этом, по его мнению, свидетельствует «очень серьезный» рост погрузок на железнодорожном транспорте (9%) и «очень хороший рост» энергопотребления. Если в 2016 г. рост демонстрировали только отдельные секторы – сельское хозяйство, химическая промышленность, то в 2017-м, надеется Орешкин, к ним присоединятся и другие, начнет расти потребление, чему будет способствовать рекордно низкая инфляция в 4%, за которую борется Центробанк. Итого, резюмировал Орешкин, можно ждать 2%-ного роста ВВП.
Рост потребления электроэнергии, на который ссылался Орешкин, в IV квартале 2016 г., по данным Росстата, по сравнению с тем же периодом 2015 г. составил 3,5%, годовой рост – 1,5%. Постепенно оживает промышленность.
Потребление, на рост которого рассчитывает Орешкин, в 2016 г. драматически упало. Именно сильный спад потребления в 2016 г. (на 3,8%) обеспечил просадку ВВП в основном за счет снизившегося на 5% потребления домохозяйств.
Тратить нечего, деньги кончились: реальные доходы сокращаются три года подряд, у половины нет никаких сбережений, а 70% тех, у кого они есть, не смогут прожить на них больше месяца.
Ситуация в экономике остается неясной, считает Алексей Балаев из Экономической экспертной группы. Прежние прогнозы предполагали рост ВВП в 2017 г. на 1,2%, напоминает он, при восстановлении потребления на фоне низкой инфляции и укрепления рубля названные Орешкиным темпы роста экономики в 2% достижимы. В то же время укрепление рубля может негативно сказаться на экспорте несырьевых товаров и сельхозпродукции.
Рост в 2% выглядит реалистичным и по чисто арифметическим соображениям. В 2017 г. Росстат дважды пересматривал итоги 2015 г.: сначала с 3,7 до 3%, а затем и до 2,8%. С одной стороны, из менее глубокой ямы проще выбираться, но с другой – меньше и накопленный потенциал роста.
Впрочем, даже 2% роста ВВП не дает оснований для особенного оптимизма: его темпы будут отставать от общемировых 2,7%, по прогнозам Всемирного банка.