Кубинская христианская революция
Сенсационное решение о встрече папы и патриарха определяется политикой, но важно для церквиВнезапно объявленная в пятницу встреча между предстоятелями Римско-католической и Русской православной церквей стала возможной в результате тесного пересечения факторов церковной и светской политики.
Встреча в Гаване, запланированная на 12 февраля, – факт огромного исторического значения, уступающий разве что встрече между папой Павлом VI и вселенским патриархом Афинагором в 1964 г., которая привела к снятию анафем и началу экуменического диалога. Несмотря на многократные предложения встретиться от нескольких пап, главы РПЦ неизменно отвечали отказом.
В качестве причин назывались непреодолимые противоречия практического, а не богословского и вероучительного характера: миссионерская активность католической церкви на территории, которую РПЦ считает своей; конфликт между униатами (католиками восточного обряда) и православными на Украине. Если по первому пункту достигнут прогресс, второй в связи с ухудшением отношений Киева и Москвы только обострился.
Однако встреча состоится, и одна из важных причин – вызовы внутриправославной политики. Патриарху Кириллу необходимо увеличить свой символический вес перед Всеправославным собором, который должен состояться в июне этого года на Крите после более чем 50 лет подготовки. Русская православная церковь – самая массовая, но константинопольская – первая по старшинству. С Константинопольским патриархатом время от времени возникают конфликты из-за юрисдикции младших церквей. В ситуации церковного раскола на Украине и конфликта Москвы с Киевом Кириллу нужна чрезвычайно тонкая дипломатия, чтобы не потерять Украинскую церковь Московского патриархата.
На соборе вопрос автономии от Москвы Украинской православной церкви ставиться не будет, но его острота никуда не денется. Для Москвы крайне важно не уступать во влиянии константинопольскому патриарху, находящемуся в прекрасных отношениях с папой.
Другая важная причина срочной встречи – светская политика, вовлеченность в которую московского патриарха гораздо заметнее, чем римского папы. Встреча в Гаване не была бы возможна, если бы интересы РПЦ в данном вопросе не совпадали с интересами Кремля, говорит Борис Фаликов из Центра изучения религий РГГУ. Поддержание диалога с Франциском как одним из влиятельных мировых лидеров крайне ценно для Владимира Путина. В 2013 г., после того как Россия выступила против вооруженной операции в Сирии, именно Франциск обратился к Путину с просьбой не допустить военного решения конфликта. Важная для российского президента на фоне украинского кризиса встреча с Франциском в Ватикане в 2015 г. ознаменовалась неожиданным церковно-политическим прогрессом: Ватикан заявил о возможности шага навстречу православной церкви в вопросе дня празднования Пасхи, в РПЦ заявили о возможности встречи между папой и патриархом.
Ждать от встречи в гаванском аэропорту быстрых практических результатов не стоит. Но сам по себе факт начала десятилетиями откладывавшегося диалога переоценить невозможно.-