Как промышленному предприятию организовать ICO
И привлечь финансирование без проблем с закономПример венесуэльского токена El Petro, обеспеченного нефтью, доказал, что первичное размещение токенов (ICO) способно привлекать значительный капитал и в реальном секторе. Однако бума российских ICO в реальном секторе так и не произошло. Пока на ICO выходили или стартапы, занимающиеся блокчейном, или мелкие компании, которым нечего терять.
Топ-менеджеры крупных корпораций признаются, что сторонятся выпуска токенов, поскольку уверены, что это территория криптоинвесторов, которые не жалуют традиционную экономику. Их смущает отсутствие надежной площадки для листинга токенов – криптобиржи пребывают в серой зоне и не готовы конфликтовать с властями США, помогая обходить санкции. Руководителей крупных компаний также отпугивают потенциальные проблемы с законом. Однако часть этих затруднений вполне преодолима.
Речь пойдет не о security-токенах (которые выступают в роли ценной бумаги и тем самым нарушают положения закона «О рынке ценных бумаг»), а о так называемых полезных токенах (utility-токенах) – инструменте финансирования будущих покупок клиента. Продавая такие токены, компания, по сути, получает кредит от частных инвесторов под выпуск новой продукции, которую затем им и отдает за токены. Иными словами, продажа utility-токенов на ICO – это сбор предзаказов на выпуск продукции со 100%-ной предоплатой. Кроме того, ICO позволяет заранее оценить спрос на новую линейку продуктов, собрав через форумы отзывы от потенциальных клиентов со всего мира. Инвесторы же получают возможность приобрести товар со скидкой до 50%.
Таким образом, полезные токены – это альтернатива не долевым, а долговым инструментам финансирования. Но насколько велики расходы на размещение и не дешевле ли будет просто взять кредит в банке?
Минимальная стоимость ICO, по нашим оценкам, составляет $300 000, в среднем на организацию продажи токенов уходит $1 млн. Основная часть расходов, около 70%, – это PR и реклама. Примерно $30 000–100 000 уйдет на юридическое оформление, а остальное – на маркетинг. Техническая поддержка ICO потребует затрат в $10 000 и более.
Но даже с учетом относительно высоких расходов ICO все равно обходится дешевле кредитов. В 2017 г. было проведено 210 ICO, в которые инвесторы вложили $3,88 млрд. Таким образом, на каждое ICO в среднем приходится $18 млн инвесторских денег. В 2018 г. в среднем один ICO-проект собирал уже около $21 млн ($12,476 млрд для 593 проектов). Самое выгодное предложение на рынке по кредитам для юрлиц – 9% годовых. Поэтому банковский кредит в $18–21 млн обошелся бы примерно в $1,6–1,9 млн годовых.
Как правильно оформить первичное размещение токенов ICO юридически? Можно воспользоваться несколькими типами договоров:
1. Договор авансирования. Один из самых очевидных способов – заключение предварительного договора (ст. 429 ГК), согласно которому в будущем компания и криптоинвестор должны заключить основной договор: о передаче криптоинвестору имущества, оказании услуг или выполнении работ на определенных условиях. Средства, уплаченные за токены, выступают в роли аванса, а сами товары или услуги покупатель может получить позже.
2. Договорное обязательство. Оформить приобретение токенов также возможно путем заключения договорного обязательства (ст. 327.1 ГК – обусловленное исполнение обязательства) и указать в нем условия, которые будут соблюдать компания и криптоинвестор. Главное из них – четкое описание того, что именно получит покупатель в обмен на токены.
Именно в такой форме предлагалось оформлять продажу токенов по проекту Минкомсвязи, который был обнародован этой весной. Документ предусматривал обязанность эмитента цифровых токенов использовать деньги, полученные от приобретателей токенов, только на исполнение обязательства по выкупу токенов по номинальной цене.
3. Договор отложенной (предоплаченной) поставки. Токены выступают предоплатой за товары или услуги, которые будут предоставлены компанией в будущем.
4. Договор присоединения. Это тип соглашения, в котором одна из сторон (эмитент токенов) разрабатывает и утверждает условия сделки, а вторая только дает свое согласие на предложенные условия (ст. 428 ГК). Он подходит для крупных размещений токенов, в котором участвует множество инвесторов.