Современные слушатели требуют других подходов к обучению
Сегодня в нашей стране горизонт принятия решений не превышает одного годаАвтор - ректор Московской школы управления «Сколково»
Одним из негативных последствий любых кризисов становится жизнь в условиях краткосрочного горизонта принятия решений со стороны как бизнеса, так и государства. В нашей стране он сегодня не превышает одного года, в реальности это несколько месяцев, что в принципе закрывает возможности для долгосрочных инвестиций, в том числе в человеческий капитал. В этой ситуации важно, чтобы в стране сохранялись организации, которые держат долгосрочные горизонты планирования, превышающие 5–10 лет. Такими субъектами должны стать институты развития, научные центры, крупные корпорации и бизнес-школы.
Вместе с такой стратегической задачей, как сохранение способности думать о будущем, даже далеком, бизнес-образование должно решать операционные запросы со стороны бизнеса. И стоит, наверное, обозначить, что именно сейчас хотят получить от нас и от наших коллег российские компании и предприниматели. И оценить, как мы готовы отвечать на их не самые простые вопросы.
Во-первых, любое образование – это инвестиция вдолгую и возможность заложить в голову фундаментальные вещи, которые потом станут базой понимания мира, экономики и жизни в целом. Однако сейчас от нас и от наших студентов ждут результатов почти мгновенных и, главное, измеримых. Компании хотят понимать, как повысится производительность труда сотрудников, обучение которых они оплатили, сами выпускники хотят знать, насколько больше после окончания программ MBA они могут заработать. Проблема в том, что эти измеримые критерии не являются единственной ценностью бизнес-образования. Например, как нам оценить сотрудника крупной нефтяной компании, который после обучения пересмотрел свои взгляды на бизнес и стал стартапером? Возможно, сейчас зарабатывает меньше, но чувствует себя счастливее? Как донести ценности подобных результатов до аудитории, которая справедливо ждет изначально прямую и быструю материальную отдачу от своих инвестиций?
Второй острый вопрос связан с тем, что нам нужно научиться выстраивать баланс между фундаментальным подходом и умением завладеть вниманием занятых студентов. Современные слушатели требуют других подходов к обучению, и в первую очередь я имею в виду эмоциональное вовлечение. На рынке образовательных услуг, который традиционно был занят бизнес-школами, появляется все больше игроков (тренинговых компаний, коучей), которые умеют пользоваться этими инструментами лучше нас. Отсюда берут начало вдохновляющие лекции вроде «10 секретов успеха», вселяющие в слушателей излишне оптимистичные ожидания. Наши преимущества – системный подход и фундаментальность – не смотрятся так привлекательно на этом фоне. А также требуют гораздо больше усилий и времени со стороны студентов.
В-третьих, стоит отметить растущий спрос на получение образования в сжатые сроки. Мало кто хочет проводить в классе два года, как это принято в американской системе, речь идет о том, что сложно планировать свою жизнь даже на 4–8 месяцев. И самый активный спрос сейчас – на 2–3-дневные курсы по одной теме. Подобный подход может помочь залатать какие-то дыры в операционном бизнесе, выработать решения, которые спасут компанию сегодня и дадут возможность пережить хотя бы завтрашний день. Правда, тут бы мне хотелось вернуться к тому, с чего я начал, – мы должны помнить о том, что мы являемся одним из держателей долгосрочной повестки и должны всегда напоминать про дальние горизонты. И мы снова оказываемся между двух огней: рынком, который требует быстрого и узкоспециализированного образования, и необходимостью выстраивать интеллектуальную повестку на основе долгосрочного видения.
И последнее наблюдение, которое можно вынести по итогам общения со слушателями и выпускниками. К нам часто приходят люди, которые ждут от нас решения своих бизнес-проблем. Возможно, они даже надеются, что по окончании курса профессора построят им новую модель бизнеса. Тут важно оговориться: ни один профессор, ни один эксперт, никто в принципе не сможет принять за вас верное решение. Не потому, что они его не знают, а потому, что не бывает единственно верного ответа. Мы как бизнес-школа с профессорами, экспертами, менторами готовы вместе со студентами искать эти решения. Как мне кажется, это и есть наша задача: дать людям весь набор инструментов, показать все имеющиеся возможности, познакомить с нужными людьми, научить самостоятельно определять проблемы и пути их решения, задавать вопросы себе и окружающим – но по итогам каждый студент выносит из стен кампуса ровно столько, сколько он сам может.