Власти за 10 лет придумали 600 мер господдержки предпринимателей в регионах
Но они помогли немногимИх резидентам государство готово предоставить льготы для развития бизнеса, создания инфраструктуры и новых рабочих мест. Важно определить, какой формат оптимален для той или иной территории, что требуется бизнесу для наиболее эффективной деятельности.
Из пушек по воробьям
Федеральные и региональные власти придумали для российских предпринимателей примерно 600 мер государственной поддержки – эти данные Артемий Кызласов, генеральный директор ОЭЗ «Титановая долина» (Екатеринбург), привел на конференции «Ведомостей» на IV Ялтинском международном экономическом форуме. «Несмотря на широкий перечень механизмов и институтов поддержки <...> это не значит, что все эти институты работают», – заявил на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2018) Александр Шохин, президент РСПП.
Число государственных инициатив благополучно растет: недавно было предложено создать с 2019 г. специальный фонд, чтобы «массированно увеличивать государственные вложения в [инфраструктурную] часть экономики, которая потом будет стимулировать частный бизнес» (цитата из выступления на ПМЭФ-2018 министра финансов Антона Силуанова).
Олеся Дзюба, руководитель отдела исследований JLL:
«Практически все негативные факторы, которые препятствовали достижению положительного эффекта от внедрения в экономику России ОЭЗ, носили организационный характер. После 10 лет неэффективной деятельности начата работа над ошибками: определен порядок проведения ежегодной оценки и расчета показателей эффективности. По ее итогам будут приниматься решения по досрочному закрытию тех ОЭЗ, которые не показывают требуемые результаты».
Цель всех «государственных вливаний» сформулировал министр экономического развития Максим Орешкин: это необходимость «дать плечо» частному сектору (из его выступления на деловом завтраке Сбербанка на ПМЭФ-2018). Однако региональные предприниматели жалуются, что в зависимости от потребностей того или иного региона государство стимулирует развитие отдельных отраслей экономики или территорий, как будто «забывая» об остальных, о том, что развитие должно быть комплексным. «Что такое ОЭЗ? Это некий оазис для крупного и среднего бизнеса, – говорит Кызласов. – Но окружающая территория <...> развивается постольку поскольку: если в муниципалитете хороший мэр – она развивается интенсивно, если так себе – так себе развивается и территория». В России даже создали Национальный рейтинг мэров: в прошлом году в тройку лидеров вошли градоначальники Тюмени, Уфы и Москвы. Успехи Тюмени привели губернатора области Владимира Якушева в кресло министра строительства и ЖКХ России. Политологи наперебой обсуждают «феномен Уфы»: столица Башкирии получила высшее место и в правительственном рейтинге качества жизни за динамичное развитие, опережающее, пусть и на несколько процентов, средние темпы большинства российских городов. Развитие Москвы – особенно в области транспорта и дорожного строительства – получило высокую оценку на ПМЭФе.
Полезные льготы
Попытка стимулировать комплексное развитие региона была предпринята в Крыму – здесь с 2015 г. действует СЭЗ на всей территории полуострова (согласно 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»). Это решение заместитель министра экономического развития Республики Крым Татьяна Малий назвала «уникальным» – и не только из-за его территориальной «протяженности», но еще и потому, что более 90% участников крымской СЭЗ – это представители малого и среднего бизнеса. В 2017 г. они заплатили в экономику Крыма 4 млрд руб. НДФЛ, для их бизнеса теперь действует особый (читай – льготный) режим налогообложения. Предприниматели СЭЗ первые 10 лет не платят налог на имущество, первые три года освобождены от налога на землю (если она находится в их собственности) и отчисляют страховые взносы по пониженной ставке (7,6% вместо 30%). Последнюю льготу Магомед Цечоев, начальник отдела обеспечения функционирования СЭЗ Минэкономразвития России, назвал «действенной мерой по декриминализации экономики Крыма», так как она способствует обелению серых зарплат. Малий рассказала, что руководство Крыма обратилось в правительство России с просьбой продлить льготный режим по уплате страховых взносов. Пресс-служба Минэкономразвития России сообщила, что сейчас федеральные власти «прорабатывают этот вопрос», так как понимают, что отсутствие указанной льготы снизит интерес инвесторов, намеревающихся получить статус участника СЭЗ.
В 2015–2017 гг. совокупный объем вложений участников СЭЗ в экономику полуострова превысил 32 млрд руб. Инвестируют в основном в стратегически важные для региона отрасли: строительство, курортную и рекреационную сферу, сельское хозяйство.
Налог на лозу
Одна из приоритетных отраслей крымского сельского хозяйства – производство вин. Павел Пестов, директор компании «Легенда Крыма» и первый зарегистрированный участник СЭЗ, планирует инвестировать в виноградарство родного региона 600 млн руб. Пока что за 2015–2017 гг. компания вложила 320 млн руб.: высадили около 550 га плодоносящих виноградников – «современных и высокоэффективных», радуется Пестов, наладили поставки сырья производителям вин. Льготы существенно помогали бизнесу: компания «активно использовала режим свободной таможенной зоны», приобретая оборудование и инновационные технологии в Европе и пользуясь нулевым налогообложением на доход от реализации сельхозпродукции. Беда, как обычно бывает в России, случилась неожиданно. Налоговые органы решили, что предприниматели злоупотребили льготами, и сейчас фискальные органы пытаются доначислить налог на прибыль: за 2016–2017 гг. – по ставке 2%, а на 2018 г. введя ставку в 6%. Компания, не согласная с таким подходом, пытается, по выражению Пестова, «найти коммуникацию» с контролирующими органами, не исключая для себя возможности перевести данный спор в судебную плоскость.
Фабрика субсидий
В России действует Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования. В 2017 г., по данным Минэкономразвития, по этой программе профинансировано 23 инвестиционных проекта общей стоимостью 183,36 млрд руб. Разработан механизм фабрики проектного финансирования. Для ее функционирования в федеральном бюджете на 2018–2020 гг. предусмотрены субсидии в размере 828 млн руб. и государственная гарантия РФ на 294 млрд руб.
Малий говорит, что для региона главное – «развитие», а крымские власти скорее «адвокаты бизнеса». Вместе с Ассоциацией предпринимателей Республики Крым они инициировали обсуждение необходимости смягчения поправок к 377-ФЗ с федеральными министерствами экономического развития и финансов, с Госдумой и Ассоциацией участников свободной экономической зоны. Пестов надеется, что изменения, благоприятствующие бизнесу, «реально удастся внести».
По мнению Олеси Дзюбы, руководителя отдела исследований JLL, процессы, способствующие устранению того, что мешало эффективно использовать ОЭЗ, уже запущены: «Это позволит для дальнейшего развития ОЭЗ использовать преимущества, которые есть у России: благоприятное транспортно-географического положение, богатство и разнообразие природных ресурсов, наличие квалифицированной рабочей силы, производственные мощности промышленного комплекса».