Любую биографию можно станцевать

В этом убедил фестиваль «Дягилев P.S.» в Петербурге
«АвтоБИОграфию» Уэйна Макгрегора рассказывают несколько тел
«АвтоБИОграфию» Уэйна Макгрегора рассказывают несколько тел / Виталий Коликов

За восемь лет существования «Дягилев P.S.» успел стать одним из самых удачных санкт-петербургских и – шире – российских проектов. Свои программы он собирает по всему миру, как хороший коллекционер. Не претендуя на всеохватность, из года в год фестиваль удивляет витринным изяществом самых необычных, но всегда самых модных явлений европейского балетного и музыкального театра. С 2011 г. в «Дягилев P.S.» обязательно участие Теодора Курентзиса: партнерству с его пермским «Дягилевским фестивалем» в Санкт-Петербурге придают как родственное, так и имиджевое значение. На открытии в Большом зале филармонии оркестр Курентзиса musicAeterna исполнил Скрипичный концерт Берга (солировала Патриция Копачинская) и Первую симфонию Малера.

Логично, изящно, при этом не разбрасываясь на пустяки, в этом году фестиваль обратился к теме биографий.

Балерина Светлана Захарова привезла свой первый, прокатываемый по миру авторский проект Amore на сцену Александринки транзитом из Лондона в Пекин. Три одноактовки в хореографии Михаила Посохова, Патрика де Бана и Маргерит Донлон раскрыли ипостаси примы-балерины в образах Франчески да Римини, мечтательной французской школьницы и озорной укротительницы мужского стада.

В центре проекта голландской кукольницы Ульрике Кваде и норвежского хореографа и драматурга Йо Стрёмгена оказалась биография Коко Шанель. Идола французской моды представили в образе тряпичной старухи, которая вспоминает прошлое в окружении красивых шмоток, белого паруса-кома из корсетов, женского белья и прочей рухляди.

В сравнении с этим отдающим психоанализом кукольно-танцевальным чудом ослепила классичноcтью балетная девятиминутка Матса Эка Pas de danse. Во фрагмент балета «Плоские пастбища», созданного шведским хореографом в 1992 г., квартет его соотечественников из компании Norrdans вложил уйму виртуозности, которую подогрел скандинавским юмором.

Главным фестивальным событием стала «АвтоБИОграфия» британца Уэйна Макгрегора, нежную дружбу с которым фестиваль в этом году доказал, впервые выступив копродукционером балетной постановки. Выпущенная в Лондоне всего полтора месяца назад на сцене Театра музкомедии «АвтоБИОграфия» выстрелила сложно сконструированным театром, где пластика, звук техно-группы Jlin и режущий глаза контровой свет двух проекторов переформатировали балетную реальность в невиданное интеллектуально-чувственное шоу новой сверхскоростной эпохи. Хореографический текст балета, как и его структуру, хореограф-интеллектуал вывел из научно расшифрованного генома собственной хромосомы.

В этом году солидность и научную содержательность фестивалю, как всегда, обеспечили научная конференция «В круге Дягилевом» и выставка: нынче она развернулась в Шереметевском дворце, куда балетный продюсер Сергей Данилян привез из США домашнюю коллекцию фотографий и балетных костюмов, в их числе – роскошный кринолин Дианы Вишнёвой из «Дивертисмента короля».

Санкт-Петербург