Губернаторы-новички изберутся под особым контролем Кремля
Их кампании курируют кремлевские чиновники и мобилизованные политтехнологиКремль держит под плотным контролем избирательные кампании недавно назначенных врио губернаторов и почти не вмешивается в кампании опытных лидеров, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к администрации президента, и два политтехнолога, работающих на губернаторских выборах. Исключение – возглавляющий Свердловскую область с 2012 г. Евгений Куйвашев: технологом в его штабе является сотрудник близкого к Кремлю ЭИСИ Глеб Кузнецов, говорит один из близких к администрации собеседников; связано это в том числе и с тем, что о желании участвовать в выборах заявляли такие заметные политики, как эсер Александр Бурков и мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Сам Кузнецов информацию о работе на Куйвашева опровергает.
Курирующий региональные выборы замначальника управления президента по внутренней политике (УВП) Александр Харичев в последние недели проводит в Москве серию совещаний с вице-губернаторами по внутренней политике и политтехнологами. Он также посетил минимум четыре выборных региона, говорит человек в администрации. На встречах обсуждается в том числе и социология по явке избирателей, общественным настроениям и возможным результатам выборов, которую готовят ФОМ и ВЦИОМ. Никаких указаний по явке губернаторам не дается, уверяют несколько политтехнологов: «Все понимают, что явка будет невысокая». «Технологи должны четко понимать, надо сушить явку или нет, – поясняет руководитель региональных программ ЭИСИ Андрей Колядин. – Если губернатор выиграет выборы и так, то явку надо повышать: если при явке в 20% он наберет 85%, то от него будут ждать чуда, а создавать повышенные ожидания преображения бытия в рай нельзя. В других случаях надо сушить явку, чтобы пришли только сторонники врио. Но окончательное решение принимает штаб».
Разные подходы
У опытных губернаторов будут выборы инерционного типа, говорит Колядин: «Они уже давно работают на территориях, у них сложились рейтинги и антирейтинги, перед выборами разве что стало больше встреч с избирателями». С новичками же бывают проблемы, признается он: «У них свои взгляды, и иногда приходится жестко говорить, что их мнение ошибочное». Нагрузку на выборный блок УВП собеседник, близкий к администрации, называет неслыханной: «Одиннадцать врио – новые люди, у которых нет ни своих политических машин, ни электорального опыта». У старожилов нет оппонентов, «они контролируют ситуацию», а новичкам сложно, поскольку надо выстраивать отношения с региональными элитами, добавляет один из политтехнологов.
Другой политтехнолог, работающий на выборах, говорит, что в регионах, где есть конфликтные ситуации (как в Ярославской области или Севастополе), со стороны УВП идет «оперативный контроль за кампанией». Еще один технолог считает, что наибольшие риски могут быть в Свердловской области и Бурятии. Колядин среди сложных регионов выделяет Севастополь, где «оппозиция, в том числе украинская, сильно раскачивает ситуацию».
Пока кампании в регионах себя не проявили и говорить о новом стиле управления преждевременно, считает политолог Михаил Виноградов: «Четче прозвучал сигнал, что невыигрыши в первом же туре для врио нежелательны, в прошлые годы это проговаривалось не так ясно». Кампании ведутся по накатанной, возможно, технологически их проведению помогают, но стратегически – нет, полагает политолог Александр Кынев: «Кампания выглядит вялой и держится на отсутствии конкуренции. Слабые конкуренты ничего не делают, на этом фоне кампании врио вызывают в регионах комбинацию оттенков от безразличия до насмешек».
Новые времена
Практика согласования программ и стратегий региональных кампаний существовала еще в нулевые годы, говорит Колядин: встречи чаще проходили в офисе «Единой России», потому что она отвечала за выборы, сейчас партия занимается выборами меньше. При прежнем кремлевском кураторе Вячеславе Володине губернаторскими выборами занимались он сам и УВП, а выборы в заксобрания и горсоветы были отданы «Единой России», такая же схема и сейчас, сказал человек, близкий к администрации президента: «Губернаторские кампании оцениваются как уникальные, поэтому к ним особое внимание. Так было и при Суркове и Володине, и сейчас». Есть «курирующие технологи с именами» – например, Константин Костин работает на выборах в Пермском крае, Дмитрий Орлов – в Новгородской области, Сергей Зверев – в Бурятии, говорит один из политтехнологов: «Они занимаются выработкой основных направлений кампании, но в самих регионах есть руководители технологической группы». При Володине в регионах работали специалисты по мониторингу ситуации из фонда ИСЭПИ, сейчас же мониторингом централизованно из Москвы занимается ЭИСИ, отмечает собеседник: «Роль губернаторов и технологов стала больше, центр скорее наблюдает, раньше контролирующее методическое участие президентской администрации было серьезнее».
При Володине работа строилась более диверсифицированно – кураторы отвечали за выборы в нескольких регионах, а УВП включалось в кризисные моменты, вспоминает один из политтехнологов: «Раньше могли сказать, что чего-то делать не надо, поскольку это идет вразрез с федеральной политикой. Сейчас, наверное, так тоже могут сказать, но пока не говорят».
На встречах в УВП обсуждаются и президентские выборы – в частности, смогут ли новые губернаторы обеспечить кандидату Кремля результат более 70%, говорит один из политтехнологов: «Вроде было указание не ориентироваться на цифры, но подспудно формула «70 на 70» присутствует». При этом явка и результат врио не должны превышать явку и результат кандидата Кремля на президентских выборах, добавляет он. Связь губернаторских выборов с президентскими во многом искусственна, считает другой политтехнолог: «Они будут проводиться по разным принципам, ясно, что явка [на президентские выборы] будет выше». Осенние выборы не могут быть спроецированы на март, согласен собеседник, близкий к администрации президента: «Но будет оцениваться работа технологов по привлечению людей на участки, использование новых технологий».
Сигналы о том, что высокая явка не нужна, звучали, но губернаторы в них не очень верят и будут использовать технологии пригона людей для повышения явки, считает Виноградов: «Важно, какое будет «послевкусие» у руководства страны, это может повлиять на драматургию и планирование президентской кампании. Для каких-то регионов эти выборы могут иметь дополнительное значение – не просто решение вопроса о власти, а предъявление менеджерских способностей: например, смогут ли московские муниципальные выборы стать заметнее региональных кампаний». Чтобы менять правила игры, нужен консенсус большого числа игроков, добавляет Кынев: «Сейчас не та ситуация, чтобы выступать с идеями, которые могут усилить конфронтацию. Проще сохранить статус-кво, а позже сформулировать новую концепцию и коалицию. Поэтому проще работать по накатанной, лишь страхуя кампании в регионах от каких-то откровенных глупостей».