Почему в России вяло развиваются экокурорты

Две трети туристических мест России называются экокурортами, но являются ими не более 10%
Создание экооазисов в удаленных уголках России может стоить как минимум $1 млн на 1 га, по оценке Knight Frank
Создание экооазисов в удаленных уголках России может стоить как минимум $1 млн на 1 га, по оценке Knight Frank / Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Понятие «экокурорт» весьма растяжимое не только в России, но и в мире, признает Татьяна Веллер, глава департамента гостиничного бизнеса JLL. Экоотель – это и гостиница, сертифицированная как зеленое здание организациями Green Key или BREEAM, и комплекс, находящийся в экологически чистом районе и предлагающий гостям, отравленным городом, своеобразный детокс. Последний может быть как очень дорогим – со спа-процедурами и комфортным размещением, так и представлять собой отдых на природе в палаточном городке. Постояльцу последнего выдается на неделю два мешка для мусора и берется весомый штраф, если он их не заполнит: управляющая компания в этом случае резонно полагает, что отходы он разбрасывал по заповедным местам. «Пока такая практика принята в основном за рубежом, – сожалеет Ольга Широкова, директор департамента и аналитики Knight Frank. – Я помню свой шок, когда обнаружила покрытые мусором берега Байкала».

Но в России настоящий экокурорт пока что не стал инвестиционным продуктом. «Сохранение природы и зарабатывание денег – это две отдельные истории», – объясняет Широкова. Поэтому чаще всего «эко» означает лишь маркетинговый ход – быть в зеленом тренде нынче модно, две трети курортов рекламируются подобным образом, хотя на деле 90% из них таковыми не являются. «Без госпрограмм и бюджетного финансирования либо благотворительных пожертвований развивать подобные проекты практически невозможно», – говорит эксперт. Так, на государственные деньги планируется создать в центре Москвы, на месте снесенной гостиницы «Россия», ландшафтный парк. На территории около 10 га за 17 млрд руб. будет представлено в миниатюре все климатическое разнообразие нашей страны. Открытие его обещается в текущем году, который в России объявлен годом экологии.

Успешные истории экокурортов обычно основаны на сознательности бизнесменов, которые получают в свое распоряжение природные парки, а деньги зарабатывают на их окраинах, где устраивают места комфортного проживания для сторонников здорового отдыха, говорит Широкова. Как пример она приводит «Алтай резорт» (77 га) в Урлу-Аспаке, главным девелопером которого в 2000-е гг. стало ВАО «Интурист» (ныне УГК «Космос групп», входит в АФК «Система»). По сообщению пресс-службы компании, это был первый подобный проект в активе АФК «Система». Развивался он постепенно: сначала появилось несколько домов, затем ресторан. К 2015 г. комплекс включал в себя помимо альпийских шале, стоимость размещения в которых даже не в сезон начинается примерно с 8000 руб., медцентр, конгресс-центр, бассейн, два ресторана, банный и стрелковый комплексы, детский клуб и т. д. В 2016 г. «Алтай резорт» вышел на операционную прибыль. Как рассказал его генеральный менеджер Евгений Бугровский, в сезон здесь практически невозможно найти свободный номер. Поэтому в ближайшие два года компания планирует вдвое увеличить номерной фонд, а также расширить коммерческие площади и построить собственную электростанцию.

Хотя сейчас самое время развивать инфраструктуру для внутреннего туризма, в том числе экологического, полагают опрошенные «Ведомостями» консультанты. Высокий курс евро и доллара, антироссийские санкции и падение реальных доходов населения почти вдвое увеличили спрос на отдых внутри страны, рассказывал изданию Inc.Russia Аркадий Гинес, директор по развитию сервиса бронирования путешествий OneTwoTrip.

Вадим Мамонтов, глава RussiaDis-covery (туроператор по России), на конференции «Ведомостей» «Туризм в России» рассказывал, сколько стоило создание нескольких баз отдыха в красивейших уголках нашей страны. В частности, открытый в 2012 г. центр лыжного спорта «Малиновка» в Архангельской области потребовал примерно 500 млн руб. инвестиций; база «Ончаган» на Шантарских островах, начавшая принимать туристов в 2013 г., обошлась в 100 млн руб. Открывшаяся в 1998 г. база «Бунисяк» на плато Путорана, стоившая «всего» 50 млн руб., кажется на этом фоне вполне бюджетным проектом. Впрочем, рубль тогда стоил дороже.

Интерес к уникальным российским уголкам у туристов обычно пропадает после изучения местной инфраструктуры – вернее, после обнаружения, что таковая отсутствует, констатируют туроператоры. «Между программой развития туризма [в России] и ее продавцами пустота, а должен быть полноценный туристический продукт», – рассказывала на форуме «Путешествуй по России» Екатерина Шаповалова, руководитель проекта «Агроэкотуризм России». На этом же форуме представитель Удмуртской Республики Ирина Теслева, говоря о перспективах развития экотуризма в регионе, призналась, что пока вся государственная помощь бизнесу, желающему развивать это направление, заключается в консультационной поддержке и некоторых вложениях в рекламу: «Цифра небольшая, но это лучше, чем ноль, который был три года назад». Сколько это в рублях, она уточнять не стала.

Один из самых успешных в России экопроектов – «Этномир» в Калужской области. После 10 лет работы на территории в 83 га (плюс 46 га лесных земель) появилось семь павильонов и пять этнодворов, 13 гостиниц, 10 ресторанов, 12 конференц- и выставочных залов, 80 музеев и Институт органического сельского хозяйства. Под проекты здесь инвесторам могут нарезать от 0,1 до 1 га. Зарабатывает «Этномир» не только на арендаторах (сейчас здесь 120 резидентов, арендная плата ритейлера – от 7000 руб. в месяц за 10 кв. м, гостиничного оператора – от 100 000 руб.), но и на проведении праздников и фестивалей, организации конференций, в том числе международных, – в год проводится до полусотни мероприятий, разработке и продвижении образовательных программ. В 2018 г. здесь обещают открыть школу. Проект получил поддержку самых разных официальных структур – от российского МИДа до ЮНЕСКО. Но Тимур Сайфутдинов, гендиректор Point Estate, считает, что идея развития экокурортов стала угасать после кризиса 2008 г.

Пока что «Алтай резорт» – единственный отель такого уровня в регионе. В основном местная туристическая инфраструктура – это небольшие объекты от частных инвесторов с маленьким номерным фондом. Крупных инвесторов, по словам Бугровского, всего два – помимо АФК «Система» это Сбербанк со своим горнолыжным комплексом «Манжерок». Сайфутдинов в качестве примера курорта, который развивается, называет «Марьин остров» в Алтайском крае: «Он пользуется популярностью среди чиновников и крупных бизнесменов».

По оценке Knight Frank, создание подобных экооазисов в удаленных уголках России может стоить как минимум $1 млн на 1 га. Цифра весьма приблизительная, зависит от доступности осваиваемого района, стоимости доставки туда стройматериалов и техники, метеоклиматических условий, перепадов ландшафта и проч., увеличивающих (иногда в разы) себестоимость.

Поэтому российские инвесторы (из тех, что обращаются к консультантам) не хотят строить на природе легкие деревянные домики небольшой площади и, как следствие, небольшой стоимости для покупателей. «Девелоперы намерены возводить деревни с коттеджами по 250 кв. м и продавать их по 20–25 млн руб. Но разве можно сейчас все это распродать?» – удивляется Широкова. Хотя понять доморощенных инвесторов можно. «Такие строения, как экоотель или спа, будут окупаться до 20 лет, не говоря уже о сетях и инфраструктуре», – добавляет она. К подобным срокам возврата инвестиций многие не готовы. При строительстве экоотелей используются натуральные материалы. «По опыту могу сказать, что эксплуатация строений, к примеру из дерева, очень затратная», – рассказывает Бугровский. Курортные отели, по его словам, проигрывают городским и из-за ярко выраженной сезонности «все это негативно влияет на инвестиционную привлекательность».

Создание экооазисов в удаленных уголках России может стоить как минимум $1 млн на 1 га, по оценке Knight Frank
Курорт Costa Navarino в Греции в 2014 г. получил признание Международного совета по туризму как самый «зеленый» в мире / TEMES

Проложить все необходимые коммуникации, создать для привлечения туристов, к примеру, гольф-поле или марину, построить отель, сделать в нем полноценный спа, раскрутить экоместо, а потом возвести рядом резиденции на продажу – это практика не российского бизнеса, а зарубежного. Когда греческий девелопер Temes в 2006 г. стал развивать в Мессинии курорт Costa Navarino, он разбил проект площадью 1000 га и стоимостью 1,2 млрд евро на два этапа, рассказывает Элефтериос Тасулас, представитель компании. Было решено, что на создание энергоэффективной инфраструктуры пойдет 10% инвестиционного бюджета. Первый этап – Navarino Dunes – включал в себя помимо строительства дорог, прокладки сетей и т. п. создание 18-луночного гольф-поля, строительство двух 5-звездочных гостиниц с люксовым спа и 20 ресторанами разнообразной кухни, спортивного и детского городка. В 2014 г. проект Temes получил признание Международного совета по туризму как самый зеленый (sustainable) в мире. Строения экокурорта спроектированы таким образом, чтобы учитывать биоклиматические особенности региона и сохранять окружающую среду. «В наш залив весной приплывают уникальные черепахи каретта-каретта – в мире их осталось несколько сотен – и откладывают в песок яйца, – рассказывает пресс-секретарь Temes Ирэн Псифиди. – Волонтеры ограждают эти места прутиками и отгоняют от них туристов, чтобы те случайно не повредили кладку».

Сейчас девелопер приступил ко второму этапу освоения территории – строительству вилл Navarino Residences. Они, собственно, помогут окупить вложения. Минимальная стоимость домовладения (участки по 14–17 соток) составит 2,3 млн евро. Строения займут всего 11% отведенной под застройку территории – «это вдвое меньше, чем разрешено законом», говорит Тасулас. «Сейчас подобные проекты довольно популярное направление развития зарубежной гостиничной индустрии, – отмечает Веллер. – Экологическая ситуация в мире не улучшается, у многих людей возникает желание периодически удаляться в места, где можно дышать свежим воздухом, питаться натуральными продуктами, жить в зданиях, построенных из естественных материалов». И не просто посадить дерево, а разбить и возделывать свой собственный сад.

«Экокурорты характерны для развитых рынков рекреационных услуг, когда, во-первых, все рыночные ниши уже заполнены, а во-вторых, сложилась благоприятная экономическая ситуация, т. е. условия, когда есть длинные дешевые деньги и обеспечивается государственная поддержка, – считает Сайфутдинов. – Но в России пока и рынок развит слабо, и с экономикой не все в порядке, и государству не до экокурортов»