Небоскребы «Москва-сити» обживают молодые бизнесмены и знаменитости

Они уверены, что жить в этих «космических кораблях» очень удобно: можно навсегда забыть о грязи и пробках
В декабре 2014 года залили последний кубометр бетона в стены башни «Федерация. Восток» — небоскреба в деловом центре «Москва-сити», который будет сдан в 2016 году/ М. Стулов/ Ведомости

По данным ресурса www.skyscraperpage.com, в мире насчитывается около 20 000 высоток (здания выше 150 м), две трети из них сосредоточено в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.

В 1970–1980-х гг. высотки предназначались в основном для офисов, в последние десятилетия их начали активно использовать под жилье, а также отели и офисы. По словам директора департамента новостроек Est-a-Tet Алексея Оленева, девелоперы рассчитывают на спрос «на виды» с верхних этажей. Но спрос нельзя назвать ажиотажным. Те, кто хочет апартаменты «на самом верху», руководствуются скорее амбициями, чем практическими соображениями, считает риэлтор.

Канал Discovery регулярно снимает фильмы о небоскребах-чемпионах, например, о рекордном строительстве за 48 месяцев 829-метровой башни «Бурдж Халифа» в Дубае. Знаменитый акробат Ник Валенда делает шоу Skyscraper live, в котором без страховки прогуливается по канату между высотками в разных городах мира.

Эмоциональное отношение к жилью в небоскребе имеет финансовые последствия. «В начале «нулевых» в Лондоне было непросто найти ипотечный кредит, если вы покупали квартиру в доме выше 6–7 этажей», – приводит Daily Telegraph слова риэлтора Роберта Бейли. Но чем больше высотных зданий строится, тем больше к ним доверия. «Сейчас, – продолжает Бейли, – Лондон стал более космополитичным городом и ужас перед жизнью в небоскребе преодолевается». Выражается это, например, в том, что цены на верхних этажах небоскребов в 2,5 раза выше (в среднем 25 000 фунтов за 1 кв. м), чем внизу.

Москве жилье в небоскребах в новинку, и в прессе регулярно появляются утверждения, что в высотках «Москва-сити» развивается клаустрофобия, ждать лифтов приходится вечность, в кранах слабый напор воды и т. д. Даже наличие огромного числа магазинов и точек общепита критикуется: «Как это неприятно – делить со всеми места общего пользования». Обитатели небоскребов с этим не согласны.

Все под рукой

«В 2008–2009 гг. я купил несколько апартаментов в «Башне «Федерация», в корпусе «Запад». Это был инвестиционный проект. В одной квартире решил временно пожить сам. Мне понравилось, и я остался. Теперь «Сити» – моя малая родина», – рассказывает о своем приобретении банкир Василий Клюкин. Он прославился тем, что в 2013 г. на благотворительном аукционе, который во время Каннского кинофестиваля проводила Шерон Стоун, купил за 1,2 млн евро «Полет в космос» на частном космическом корабле вместе с актером Леонардо Ди Каприо. В «нулевые» Клюкин был совладельцем банка «Совком», занимался страховым и девелоперским бизнесом. Сейчас у него больше свободного времени. Он летает на одномоторном самолете, много путешествует, проехал олимпийскую трассу по бобслею.

«Плюсы жизни в небоскребе заключаются в том, что тут все рядом, под рукой, – продолжает домовладелец. – Здесь есть кафе, рестораны, банки, туристические агентства и кассы авиакомпаний, спа, бассейн, отель, фитнес. И многое работает круглосуточно. Это большой вертикальный город, удобный и современный. Из минусов – иногда ветрено; нет парковки. Жду, когда откроют подземную парковку в «Башне «Федерация», у меня там приобретено место. Садиться зимой в ледяную машину совсем не в кайф. А ходить на теплую парковку «Афимолла» мне не хочется – обленился. Хочу добираться до машины из квартиры на лифте».

Дизайн апартаментов формировался несколько стихийно. «Изначально проект разрабатывали дизайнеры отеля Hyatt. Доделывал сам: повесил яркие работы Андрея Шарова и Энди Уорхола, фотографии Сергея Романова, свои скульптуры расставил», – рассказывает бизнесмен.

Апартаменты в небоскребе, по мнению Клюкина, подходят всем – и бизнесменам, и продвинутой молодежи, иностранцам, даже семейным людям с детьми: «До Парка Победы, Филевской поймы, Новодевичьего монастыря – главных прогулочных зон – всего 10–15 минут на машине. Есть где пройтись с коляской».

В «Башне «Федерация» живет немало знаменитостей: доцент МГУ и лауреат премии «За выдающийся вклад в развитие юридической литературы и науки» Владимир Ем, актриса Наталья Бронштейн (Петрова), сыгравшая когда-то главную роль в кинофильме Петра Тодоровского «Любовь», писатель, сценарист и продюсер Олег Рой. Минимальная стоимость 1 кв. м апартаментов в самом высоком здании Европы составляет 395 000 руб. (данные застройщика). Всего здесь 191 апартамент (62 в башне «Запад» и 129 в башне «Восток») общей площадью 78 000 кв. м.

Значительную часть здания (более 50 000 кв. м) занимает штаб-квартира ВТБ, и по вечерам банкиры идут в ресторан Sixty на 62-м этаже или расслабляются в велнес-центре «Небо».

Инвестпроект

О жизни в башне «Город столиц» рассказал девелопер и архитектор Владислав Буренков: «Я покупал квартиру для себя, но в результате у меня получился инвестиционный проект. Когда я закончил ремонт и даже успел в квартире пожить, мне предложили ее продать за соблазнительную сумму. Я продал одну, на 34-м этаже, и тут же купил неотремонтированную на 64-м».

Преимущество района «Сити» в том, что здесь вся московская деловая жизнь представлена в концентрированном виде, – рассуждает Буренков. – По количеству сервисов для жизни (общепит, спорт, шопинг, развлечения) этому району нет равных: «Вы не тратите время на передвижения. До любого объекта можно дойти пешком. Вы можете забыть о московских пробках, уличной грязи и даже не покупать зимнюю одежду – сесть в теплую машину в подземном гараже можно и в легком пальто». В небоскребе, по его словам, легче всего достичь максимально комфортных условий для жизни: поставить современные лифты, правильную систему кондиционирования, очистки воды.

Буренкову нравится жить «в ритме мирового тренда»: везде, где кипит деловая жизнь, развивается бизнес, – Шанхай, Лондон, Дубай, Гонконг, не говоря уже о Нью-Йорке, – люди начинают жить в небоскребах, чтобы ускорить и упростить встречи и общение. Небоскребы, по его словам, все больше приобретают неправильные биоморфные формы, в их интерьерах практикуется вертикальное озеленение, а на огромных балконах-террасах разбиваются висячие сады. Эта мода дойдет и до Москвы, считает обитатель «Сити».

«Несмотря на то, что, казалось бы, в небоскребе много людей и все должны друг друга сторониться, я подружился с соседями, – делится Буренков. – Ближайшими ко мне оказались молодые супруги с двумя детьми. Пожив какое-то время, они уехали и сдали свою квартиру другой молодой супружеской паре». С ними он тоже подружился: «В небоскребе основной контингент жильцов – молодые и успешные».

Но особенно Буренкову нравилась в его квартире хорошая звукоизоляция: «Окна выходили на стройку, но практически ничего не было слышно». Поэтому, вспоминает он, можно было любоваться панорамой города, его хаотичной шумной жизнью и быть в тишине. А когда он начинал чувствовать себя «как в космическом корабле», открывал форточку: «Дуновения ветра было достаточно, чтобы восстановить «связь с землей».

По концентрации передовых домостроительных технологий как в конструкции, так и в отделке небоскреб не идет ни в какое сравнение со стандартным домом, говорит Буренков. И уверен, что и остальные обитатели высоток думают так же.