Wildberries хочет занять нишу ушедших из России книжных сервисов

В ближайший год маркетплейс займет 3–5% рынка цифровых книг, прогнозируют эксперты
Платформа цифрового контента была запущена на Wildberries осенью 2021 г., но ее развитием маркетплейс не занимался
Платформа цифрового контента была запущена на Wildberries осенью 2021 г., но ее развитием маркетплейс не занимался / Евгений Разумный / Ведомости

Книги крупных издательств «Альпина», «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ), Ridero стали доступны на платформе цифрового контента Wildberries, обнаружил корреспондент «Ведомостей». Представители Ridero, «Альпина диджитал» (входит в издательскую группу «Альпина») и «Манн, Иванов и Фербер» подтвердили сотрудничество с Wildberries, а президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков и директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов – факт переговоров с маркетплейсом.

Представитель Wildberries подтвердил факт переговоров с издателями, но с кем именно планируется заключить партнерства, не раскрыл.

Издательствам интересно сотрудничество с Wildberries, поскольку маркетплейс берет 5% комиссии, а другие площадки – 30–50%, говорит топ-менеджер крупного издательства. Представитель Wildberries подтвердил «Ведомостям» такой размер комиссии. При этом, как рассказал «Ведомостям» топ-менеджер другого крупного издательства, контракты с Wildberries не предполагают фиксированного срока размещения книг. Их, по его словам, можно будет, как и другие товары на маркетплейсе, снять с продажи в любой момент.

Платформа цифрового контента была запущена на Wildberries осенью 2021 г., но ее развитием маркетплейс не занимался. Компания начала интегрировать платформу в основной сайт маркетплейса только в этом году, поясняет ее представитель. Помимо цифровых книг на ней сейчас доступны видео- и аудиокурсы, журналы и т. д., каждая единица цифрового контента продается поштучно. Представитель Wildberries не ответил на вопрос «Ведомостей» о том, планируется ли вводить подписку на электронные книги или саму цифровую платформу.

Что такое Wildberries

Wildberries – лидер среди российских маркетплейсов: по итогам 2021 г. его онлайн-продажи, по данным Data Insight, достигли 805,7 млн руб. – это 19,6% всего рынка электронной коммерции (4,1 млрд руб.).

Ставку на рынок цифровых книг, как пояснил «Ведомостям» представитель маркетплейса, было решено сделать, потому что он динамично растет. Продажи цифровых книг, следует из данных «Эксмо-АСТ», за последние пять лет показывали ежегодный рост на 30–60%, в то время как продажи бумажных изданий – на 6–11% (за исключением 2020 г., когда сегмент упал на 13%).

В 2021 г. на продажи цифровых книг пришлось около 10,9 млрд руб. – это 11,5% от объема всего рынка в 95 млрд руб. (оценка «Эксмо-АСТ»). Интернет-площадки являются крупнейшим каналом продаж бумажных книг: в 2021 г. они достигли здесь 29,8 млрд руб., это около 38% коммерческого рынка бумажных книг. У розничных магазинов этот показатель равен 25,5 млрд руб., или 33%.

Сейчас лидером рынка цифровых книг является группа компаний «Литрес», в которую входят одноименный сервис цифровых книг, подписной сервис MyBook, «Литрес: Самиздат» и т. д. В 2021 г. она занимала около 66% рынка, Storytel – 7%, Bookmate – 4%. Но Storytel с октября этого года из-за СВО полностью прекратил свою деятельность в России. Bookmate продал платформу и права на бренд «Яндексу». В сентябре свой сервис цифровых книг – «Строки» – запустил телекомоператор МТС.

«Литрес» вряд ли заметно уступит свои позиции: у этого сервиса уже сформировалась база лояльных покупателей, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Вряд ли Wildberries сможет конкурировать с МТС и «Яндексом» – крупными экосистемами, которые развивают мультисервисную подписку, говорит член комитета по цифровой трансформации Российского книжного союза Максим Рябыко. Скорее, как предположил он, маркетплейс займет нишу ушедших из России зарубежных сервисов. По итогам 2023 г. Wildberries сможет занять лишь 3–5% объема рынка цифровой книги, прогнозируют Бурмистров и Рябыко.

Практика продаж книг – цифровых и бумажных – распространена во всем мире и ее, к примеру, активно развивает американский маркетплейс Amazon, напоминает гендиректор «Эксмо» Евгений Капьев. У Wildberries большая аудитория, которая активно покупает бумажные книги, и, вероятно, ей будут интересны и цифровые издания.

Но при очевидных плюсах пока актуальным остается и вопрос о том, как будет регулироваться вопрос с пиратским контентом на Wildberries, подчеркивает Капьев. «Сейчас любой человек может добавить цифровой контент на маркетплейс, это может быть и нелегальная копия книги. Правообладатель должен самостоятельно заявлять в Wildberries о каждом таком случае, а это требует дополнительных ресурсов», – объясняет он.

Рябыко считает, что выходом из этой ситуации может стать внедрение на маркетплейсе технологии цифровых отпечатков, которая сейчас действует, к примеру, в соцсети «В контакте». Она позволяет автоматически сравнивать выкладываемые пользователями электронные книги с легальными копиями, и, если характеристики этих файлов совпадают, копия, выложенная пользователем, является пиратской.