Ущерб от внедрения единого оператора цифровых билбордов может достичь 86 млрд рублей
Эксперты МГУ оценили потери для бюджета от реализации законопроекта депутата Артема КирьяноваСовокупные потери для бюджета и рекламной отрасли от реализации законопроекта депутата Артема Кирьянова о едином операторе цифровой наружной рекламы могут достичь 86 млрд руб., оценили эксперты кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Прогнозное значение потерь рассчитано исходя из 30 лет, на которые, согласно законодательной инициативе, единый оператор может без торгов заключать контракты на установку цифровых билбордов. Речь идет о конструкциях на земле, находящейся в госсобственности. В течение того же срока и тоже без торгов оператор сможет размещать свою рекламу на государственном и муниципальном транспорте.
Законопроект о едином операторе цифровой наружной рекламы был внесен в Госдуму 8 июля и уже 15 июля принят в первом чтении. Согласно его тексту, реклама на цифровых рекламных щитах должна будет размещаться и верифицироваться только через ресурс, который будет создан единым оператором. Им, в свою очередь, может стать участник рынка, который контролируется только российскими собственниками и в то же время является системообразующей организацией.
Среди критериев также наличие собственных цифровых конструкций на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе в городах федерального значения. Этим требованиям, как отмечают эксперты и участники рынка, соответствует на данный момент только одна компания – Russ Outdoor.
Копия заключения, утвержденного деканом экономфака МГУ Александром Аузаном, есть в распоряжении «Ведомостей». Отчет о научно-исследовательской работе МГУ направлен в органы государственной власти, сообщил представитель факультета. Неналоговые потери бюджета, связанные с отказом от механизма аукционов и упущенной выгодой по заключаемым с единым оператором контрактам, за 30 лет могут достичь 28–86 млрд руб., говорится в отчете МГУ. Налоговые же потери от монополизации отрасли составят до 664,3 млн руб. ежегодно. Потери внебюджетных фондов приблизятся к отметке в 343 млн руб. в год. Все финансовые потери связаны с преференциями единого оператора, которые устанавливает законопроект, указано в отчете.
Функциями единого оператора цифровой наружной рекламы, как считают на кафедре конкурентной и промышленной политики экономфака МГУ, должен обладать не участник рынка, а независимый агент. К примеру, им может стать саморегулируемая организация, которая включает в себя всех участников рынка наружной рекламы, орган исполнительной власти, осуществляющий функцию мониторинга, или некоммерческая организация. Внедрение единого оператора цифровых билбордов, как отмечают авторы отчета, не поможет достичь по крайней мере одной из декларируемых в законопроекте целей – обеспечить кибербезопасность рынка цифровой рекламы. «Создание централизованной информационной системы будет сопряжено с более высокими рисками для безопасности, чем децентрализованное решение», – говорится в документе.
Альтернативным решением, как считают в МГУ, могут стать развитие механизмов самоорганизации отрасли, стандартизация и мониторинг программного обеспечения. Ущерб от принятия законопроекта о едином операторе будет серьезным и приведенная экспертная оценка профессионального экономического сообщества это подтверждает, говорит Евгения Волгина, президент Союза операторов наружной рекламы (объединяет компании Gallery, «Рим», «Дрим», «Восток-медиа», «Мособлреклама», «Постер» и др.). «За 30-летний срок, на который предлагается отдать без торгов эксплуатацию рекламных конструкций единому оператору, потери могут оказаться даже больше», – считает она.
У представителя Russ Outdoor вызывает вопросы методология подсчета ущерба: «В частности, учитывали ли эксперты из МГУ ситуацию в целом ряде городов, где все рекламные конструкции размещены без разрешений на установку и эксплуатацию. Кроме того, есть вопросы к прозрачности конкурентных процедур в регионах. Russ Outdoor был участником торгов в Липецке, по итогам которых город выбрал оператора, предложившего за лоты на размещение конструкций сумму в 3 раза меньше той, которую заявила наша компания».
Внедрение стандартов для ПО, о котором говорится в отчете МГУ, облегчит взаимодействие компаний рынка рекламы, но полностью не решит вопрос с усилением кибербезопасности, говорит директор Института исследований интернета Карен Казарян. «Операторов рекламы нужно отнести к критической информационной инфраструктуре. В результате чего у них появится ряд требований к информационной безопасности и к обязательному проведению аудита, который будет проводить аккредитованная государством организация», – резюмирует Казарян.