Союз операторов наружной рекламы предложил альтернативу единому рекламному оператору

Участники рынка предлагают ограничиться созданием единой информационной системы
Союз операторов наружной рекламы до 1 октября обсудит концепцию ЕОИС с федеральными и региональными депутатами и надеется, что предложения будут учтены при доработке законопроекта
Союз операторов наружной рекламы до 1 октября обсудит концепцию ЕОИС с федеральными и региональными депутатами и надеется, что предложения будут учтены при доработке законопроекта / Максим Стулов / Ведомости

Союз операторов наружной рекламы (входят компании Gallery, «Рим», «Дрим», «Восток-медиа», «Мособлреклама», «Постер» и др.) предложил свою концепцию изменений в законопроект о едином операторе наружной рекламы (презентация есть в распоряжении «Ведомостей»). Член координационного совета Союза операторов наружной рекламы Илья Фомин подтвердил ее подлинность и уточнил, что концепция обсуждалась на заседании в Торгово-промышленной палате России в начале сентября.

Согласно концепции союза, единого оператора цифровой наружной рекламы предлагается заменить на единого оператора информационной системы (ЕОИС). Законопроект в текущем виде дает частной компании, получившей статус единого оператора, «исключительные монопольные полномочия и преференции», уверен Фомин.

Законопроект о едином операторе цифровой наружной рекламы был внесен в Госдуму депутатом-единороссом Артемом Кирьяновым 8 июля и принят в первом чтении 15 июля. Согласно предлагаемым изменениям реклама на цифровых экранах должна будет размещаться и верифицироваться только через ресурс, созданный единым оператором. Им может стать участник рынка, не подконтрольный иностранным собственникам, который при этом является системообразующей организацией российской экономики и имеет собственные цифровые конструкции на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе в городах федерального значения. Этим критериям, как говорили эксперты и участники рынка, соответствует одна компания – Russ Outdoor.

Законопроект вызвал резкую критику со стороны участников рынка, высказавших опасения, что инициатива может разрушить конкуренцию. Также против выступили московские и петербургские власти, которые считают, что инициатива снизит поступление арендных доходов в бюджет и навредит архитектурному облику городов.

Единый оператор сможет размещать цифровую рекламу на государственном и муниципальном транспорте в течение 30 лет и на протяжении того же срока без торгов заключать контракты на установку цифровых конструкций на земле, находящейся в госсобственности.

ФАС видела в законопроекте риски злоупотребления одной компанией на рынке. Аналогичного мнения придерживается и министр цифрового развития Максут Шадаев. Он указывал, что «принятие законопроекта несет риск прецедента искусственной монополизации на успешно развивающемся высокотехнологичном конкурентном рынке» (цитата по РБК).

В итоге сроки для внесения предложений по законопроекту уже переносились дважды, теперь их можно направлять до 1 октября.

«Наша концепция предполагает, что единый оператор является некоммерческой организацией, не занимается продажей наружной рекламы и отвечает исключительно за информационный ресурс, который обеспечивает контроль за контентом. В такой конструкции он не создает дискриминационных рисков для других операторов», – объясняет Фомин.

Контроль и модерация контента могут происходить по принципу работающих на рынке DSP-платформ (программатик – ресурсы для автоматической закупки рекламы в интернете. – «Ведомости»), указано в концепции союза. По словам Фомина, операторы будут сначала загружать рекламный макет через свой плеер, где его смогут проверить юристы и специалисты по кибербезопасности ЕОИС. И только в том случае, если контент будет одобрен, его загрузят в информационную систему единого оператора.

Союз операторов наружной рекламы до 1 октября обсудит концепцию ЕОИС с федеральными и региональными депутатами и надеется, что предложения будут учтены при доработке законопроекта, говорит Фомин.

Все поправки поступают, «мы ждем их до 1 октября», сказал «Ведомостям» Кирьянов. Он не ответил на вопросы о том, как относится к идее ЕОИС и будут ли учтены предложения союза ко второму чтению.

Данные предложения – ответ отрасли на угрозу монополизации, которую несет обсуждаемый законопроект, говорит представитель Gallery. По его словам, предложенные союзом изменения еще требуют доработки. В частности, разработки требований к безопасности программных продуктов операторов.

Представители Russ Outdoor и Maer не ответили на запрос «Ведомостей».

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что концепция поправок, подготовленная Союзом операторов наружной рекламы, пока является довольно сырой.

Эти предложения направлены на усиление эффективности модерации контента, но не на повышение кибербезопасности, считает директор Института исследований интернета Карен Казарян: «Она бы повысилась, если бы на оператора, например, расширили требования закона о критической информационной инфраструктуре».

В концепции указывается, что модерация контента по принципу работы DSP-платформ, но у них аукционная модель монетизации, а значит, единый оператор, который использует ее, не может быть НКО, добавляет Казарян. «В итоге вместо одного монополиста появится другой, который будет владеть всеми данными в отрасли», – предполагает он.

Концепция выглядит логично, но не понятно, кто будет отвечать за ее реализацию, говорит гендиректор рекламного агентства Posterscope (входит в dentsu Russia) Анатолий Купреев. «Это уже довольно распространенный шаблон в нашей отрасли, когда перед лицом угрозы все в едином порыве пытаются создать некую коалицию, но дальше благое дело тонет в собственных интересах», – резюмировал он.