Геймеры вновь заинтересовались играми на дисках
В России растет спрос на коробочные игры для консолей и ПКОграничения со стороны онлайн-магазинов компьютерных игр спровоцировали в России рост интереса к играм на физических носителях. За восемь месяцев 2022 г. рынок коробочных игр для консолей и ПК показывает количественный рост порядка 10%, его объем сейчас составляет около 1,1 млн шт., рассказал «Ведомостям» представитель «М.видео-Эльдорадо». Эту тенденцию также подтвердили представители Wildberries и Ozon.
В марте, после начала СВО на Украине, Sony сообщила о прекращении продаж консолей PlayStation, игр и поддержки онлайн-магазина PlayStation Store в России. О приостановке деятельности в нашей стране в том же месяце объявила Microsoft, которая выпускает консоли Xbox. Поставки консолей и работу онлайн-магазина приостановила Nintendo. Разработчик игр Valve, в свою очередь, закрыл для пользователей из России основные способы оплаты в Steam – карты Visa, Mastercard и «Мир».
Объем российского рынка видеоигр в 2021 г. вырос на 9% до 177,4 млрд руб., по данным аналитики маркетплейса игр My.Games (входит в холдинг VK).
Спрос на коробочные игры PlayStation 5 с января по август в «М.видео-Эльдорадо» вырос втрое по сравнению тем же периодом 2021 г., утверждает представитель компании. По его словам, динамика была обусловлена как влиянием общего спроса на технику и гаджеты в марте, так и «расширением ассортимента и ростом доступности консолей» с лета.
Компания прогнозирует дальнейший рост направления. Ее представитель уточнил, что этому поспособствует выход новых игр осенью и в период новогодних праздников. «Мы используем доступные механики и каналы, чтобы российские потребители могли получить интересующие игровые новинки», – сказал он. Всего, по данным «М.видео-Эльдорадо», сейчас в сетях компании доступно более 1500 коробочных версий игр.
В онлайн-сегменте спрос на коробочные игры для приставок тоже растет, сообщил представитель Ozon. Штучные продажи консольных игр на площадке летом 2022 г. увеличились втрое по сравнению с летом 2021 г., геймеры отдавали предпочтение дисковым версиям на фоне сложностей с покупкой цифровых, уточнил собеседник. Лидером сегмента по штучным продажам, по его словам, стали игры для PlayStation разных поколений, их продажи этим летом выросли вдвое по сравнению с тем же периодом 2021 г. Для PlayStation 5 геймеры чаще всего в последние месяцы покупали свежий квест Stray от BlueTwelve Studio. Кроме того, Ozon фиксирует, что в этом году геймеры стали чаще обращать внимание на коллекционные издания с фигурками, артбуками, а также бандлы «консоль + игра». По динамике роста лидером за летние месяцы оказались игры для Nintendo Switch, штучные продажи которых выросли более чем в 2,5 раза к показателям лета 2021 г., говорит представитель маркетплейса.
Представитель Wildberries сообщил «Ведомостям», что в марте – июле 2022 г. продажи коробочных игр для ПК и приставок на площадке в штуках выросли на 143% год к году. На данный момент в списке самых популярных видеоигр для PlayStation 4 и 5 – GTA 5, FIFA 22, Metro Redux, Detroit и Horizon Forbidden West, а для ПК – Assassin’s Creed IV, Disney «Мир героев» и Nail’d.
Как судятся за игры
В начале сентября Хорошевский районный суд Москвы возбудил дело по иску 28 человек к Sony Interactive Entertainment Europe Limited (подразделение в Лондоне) и к московскому офису Sony, сообщали «Ведомости». Истцы просят предоставить доступ к PlayStation Store, вернуть возможность приобретать ПО, а также компенсировать моральный вред – 280 млн руб. на всех обратившихся, т. е. по 10 млн руб. каждому. Эту сумму истцы обосновали высокой стоимостью приставки.
Рост спроса на коробочные игры связан исключительно с тем, что официально купить игры в онлайн-магазинах теперь нельзя, считает независимый эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко. По его словам, практически все офлайн-игры без проблем запускаются на любой консоли и ПК в любом регионе. «Проблема привязки к регионам была в прошлых консолях, но несколько последних поколений такой болезнью уже не страдают», – говорит эксперт.
Проблемы с запуском могут возникнуть, только если игра активно использует онлайн-функции, например ориентирована на мультиплеер, объясняет Кузьменко. Это, по его словам, привело к расцвету рынка физических карточек оплаты с полоской, под которой находится ключ подписки. Коробочные игры не исключают риска блокировок, подтверждает владелец порталов о видеоиграх «Канобу» и «Игромания» Гаджи Махтиев.
Сейчас коробочные игры почти нет возможности завезти в страну вбелую, говорит Махтиев. Кузьменко уточняет, что поставки игр компаний, которые прекратили работу с Россией, сейчас идут в основном из Китая и Турции. Также, по его словам, обычные пользователи и мелкие магазины стали чаще заказывать игры на AliExpress. В списке популярных сейчас серии FIFA, Battlefield, Call of Duty, Assassin’s Creed, а самый ожидаемый проект осени – God of War: Ragnarock, который выйдет в ноябре сразу для PlayStation 4 и 5, говорит Кузьменко.
Поставки игр в Россию продолжаются, в том числе и по параллельному импорту, подтверждает руководитель дивизиона закупок офисной техники, сетевого оборудования и аксессуаров компании «Ситилинк» Иван Поликарпов. В магазинах сети сейчас более 100 товарных позиций коробочных игр, добавил он, не приводя данных о динамике продаж. «Рост спроса на коробочные игры можно объяснить более низкой базой прошлого года, когда была тенденция к снижению спроса на коробочные игры и повышению на цифровые версии», – считает Поликарпов.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что еще один важный фактор – это повышенный уровень стресса у покупателей, это приводит к росту потребления игрового контента. Махтиев считает, что рынок коробочных игр продолжит расти, потому что это продукт, который сложно заблокировать и можно перепродать, а значит, «ценности в консолях с дисководом и физических копиях игр станет больше».