VK разрабатывает свой аналог Steam для России и СНГ
Компания ведет переговоры с разработчиками игр об эксклюзивных релизахVK ведет переговоры с рядом геймдев-студий о соглашениях на эксклюзивную представленность игр на игровой платформе VK Play в России и СНГ. Об этом «Ведомостям» рассказал источник, близкий к VK, и подтвердил собеседник в российской IT-компании. Таким образом, VK рассчитывает создать российский аналог платформ Steam и Epic Games. Эксклюзивом VK Play могут стать продукты Owlcat Games, компании могут объявить о партнерстве до конца 2022 г., знает источник, близкий к VK. В эту стратегию, по словам собеседников, VK может вложить до $10 млн.
2 марта американский разработчик игр Valve закрыл для пользователей из России основные способы оплаты в Steam – карты Visa, Mastercard и «Мир». Теперь оплатить покупки можно только через PayPal или внутренний кошелек Steam. С похожими трудностями столкнулись пользователи и других игровых сервисов, в частности PS Store, Microsoft Store, Nintendo eShop, GOG и др.
Пользователи с российскими картами сейчас не могут легально покупать игры на зарубежных площадках и VK решила занять эту нишу, объясняет источник, близкий к компании. «Санкции нарастают, обходных путей вроде казахстанских карт все меньше и меньше», – говорит он. Доказательством этой стратегии VK, по его словам, является то, что разрабатываемый студией Mundfish шутер Atomic Heart, который станет «одной из главных игр следующего года», в России и нескольких странах СНГ будет доступен только через VK Play.
О том, что Atomic Heart, действие которой происходит в альтернативном СССР, для игроков на ПК из России, Белоруссии, Казахстана и ряда других стран выйдет в VK Play, разработчики объявили в начале сентября. Релиз игры на ПК и консолях запланирован на зиму 2022/23 г.
По словам двух собеседников «Ведомостей», Atomic Heart – это не единственный проект с российскими корнями, который VK попытается сделать своим эксклюзивом. Сейчас идут переговоры с Owlcat Games, известной играми по вселенной настольной игры Pathfinder (Pathfinder: Kingmaker и Pathfinder: Wrath of the Righteous, права на первый – Pathfinder: Kingmaker принадлежат VK), она также ведет разработку игры Rogue Trader (RPG по вселенной Warhammer 40 000).
Студия была основана в Москве в 2016 г. как подразделение входящей в Mail.ru Group My.Games. Ее ядро сформировали выходцы из российского разработчика Nival Interactive, часть которого Mail.ru приобрела в 2010 г. Сейчас штаб-квартира компании находится на Кипре. По словам близкого к VK источника, о партнерстве со студией может быть объявлено до конца года. В самой VK информацию о партнерстве подтверждать не стали. В Owlcat Games на запрос «Ведомостей» не ответили.
VK Play разрабатывается как единая точка доступа к игровому и околоигровому контенту в России и поэтому должна предлагать самый разнообразный каталог, добавляет собеседник «Ведомостей» в крупной IT-компании.
Как работают игровые платформы
Steam – платформа загрузки, распространения и потоковой передачи компьютерных игр. Запущена в 2003 г., является одной из старейших и самых популярных платформ. В начале 2020 г. было 667 млн аккаунтов, в 2021 г. число ежемесячно активных пользователей составило 132 млн. По данным компании, доход Steam от игр в 2021 г. достиг $6,6 млрд.
Ближайший конкурент Steam Epic Games в январе 2022 г. объявил, что у него 500 млн аккаунтов. Месячное пиковое количество активных пользователей за 2021 г. было, по данным компании, в декабре – 62 млн игроков. 11 апреля 2022 г. Epic Games сообщила о привлечении $2 млрд инвестиций от Sony и инвесткомпании Kirkbi (по $1 млрд), разработчик был оценен в $32 млрд.
Платформы также выполняют функцию соцсети для геймеров. Steam дает возможности игрокам разрабатывать модификации для игр с открытым API. У каждой платформы есть свои эксклюзивы: например, Dota у Steam и Fortnite у Epic Games.
Представитель VK сообщил «Ведомостям», что корпорация «активно вкладывается в развитие VK Play как на уровне функционала, так и по части расширения игрового каталога», но не прокомментировал предполагаемое партнерство с Owlcat Games. «Мы открыты для всех разработчиков, которые хотят эффективно растить свои продукты на российском рынке, – добавил он. – Для этого VK Play уже предлагает выгодные условия: самую низкую на рынке комиссию в 5%, маркетинговую поддержку и гибкие форматы сотрудничества».
Steam был удобен тем, что был доступен любому разработчику, рассуждает независимый эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко. «Любой мог пойти, написать собственную игру, и если в ней не было какой-то страшной крамолы, запрещенной законом во всех странах, то эта игра через несколько недель появлялась на платформе», – рассказывает он. В случае VK цензура будет построже, продолжает он: «У нас строгое законодательство и совсем не проверенный продукт выпустить не получится. Но я не думаю, что это каким-либо образом ограничит выход продуктов на российский рынок».
Возвращения мейджоров в ближайшей перспективе не ожидается и попытка создать аналог Steam – это правильный шаг, считает Кузьменко. «Если VK предложит приемлемые цены, это будет достаточно интересно для российского пользователя, – говорит он. – В последние несколько месяцев произошла утрата доверия к зарубежным платформам, которая сильно отразилась на рынке: теперь люди ищут способ заняться любимым делом в удобном и понятном для них формате».
Шаги, которые публично делает VK, демонстрируют, что они «взвалили на себя инфраструктурную ношу», которая ранее была распределена между большими западными игроками Steam, Google, Amazon и т. д., объясняет владелец порталов о видеоиграх «Канобу» и «Игромания» Гаджи Махтиев. «Это очень серьезное намерение, но насколько оно выполнимо, пока непонятно. Пока окончательно не будут заблокированы большие западные платформы, мы не узнаем ответ», – поясняет он.
Кузьменко предполагает, что в списке потенциальных партнеров VK могут быть российский разработчик мобильных free-to-play игр Playrix и Wargaming, разработавшая игру World of Tanks (в России и Белоруссии игрой оперирует петербургская Lesta Studio). Еще один потенциальный партнер VK, по словам эксперта, – новосибирская Cyberia Limited, которая занимается созданием экшен-RPG о Смутном времени в России. Ранее «Коммерсантъ» писал, что АНО «Институт развития интернета» выделил на ее разработку к 2024 г. 260 млн руб.
Действия VK – это сигнал всем компаниям с «глобал рашнс» во главе о том, что корпорация для них – первый и практически единственный партнер, который способен обеспечить продвижение и монетизацию продуктов на российском рынке, добавляет Махтиев. «Дальше с этими партнерскими решениями можно будет заходить к западным разработчикам и демонстрировать успешные кейсы с целью получить их продукты на эксклюзив», – рассуждает он.
Стоимость разработки игр сильно варьируется, говорит Кузьменко, в среднем разработка и выпуск AAA-проекта обходится за рубежом в $20–40 млн. Atomic Heart, скорее всего, стоила около $5–10 млн без учета маркетинга, добавляет он. По словам эксперта, доля, которая могла заинтересовать студию для эксклюзивного партнерства, – примерно 30%, но она «очень условная». Разработка AAА-продуктов стоит «десятки миллионов долларов», если включать туда и маркетинговые бюджеты, подтверждает Махтиев. По его словам, иногда успешные контракты с локальными партнерами способны отбивать существенную часть стоимости разработки как прямыми выплатами, так компенсацией доходов частями за несколько лет.
«Сложно сказать, сколько денег VK принесет эта стратегия, но с учетом того, что российская игровая индустрия – 2,5–3% от общемировой, это будут достаточно существенные деньги», – заключает Кузьменко.
Один из собеседников «Ведомостей» отметил, что не всем разработчикам игр такой сценарий партнерства может быть интересен. Если компания имеет долю бизнеса на международном рынке или хочет продвигать продукты за границей, то заключать эксклюзивное партнерство с VK она не станет в силу репутационных рисков, пояснил он. И для VK, и для их партнеров важно, чтобы сделки не мешали студиям распространять свои продукты за пределами России, соглашается Махтиев.
После публикации заметки представитель Owlcat сообщил, что компания стремится, чтобы ее «игры были доступны на разных платформах, соответствовали ожиданиям аудитории и учитывали интересы партнеров, владельцев лицензий и правообладателей». «Мы не ведем переговоры об эксклюзивности ни с какой из платформ», — сказал он.