Государство соберет данные о просмотрах сериалов в интернете

Эту информацию будут обязаны предоставлять ему онлайн-кинотеатры
Министр Владимир Мединский получит информацию о сериалах и фильмах в сети
Министр Владимир Мединский получит информацию о сериалах и фильмах в сети / АНАТОЛИЙ ЖДАНОВ / КОММЕРСАНТЪ

С 2021 г. государство начнет собирать данные о просмотре фильмов и сериалов в онлайн-кинотеатрах, сказано в поправках в закон о кинематографии, подготовленных Минкультом: информацию видеосервисы будут обязаны передавать в систему учета ЕАИС, где сейчас собираются данные о зрителях традиционных кинотеатров. Министерство, онлайн-кинотеатры и продюсеры потратили почти весь этот год, чтобы согласовать поправки, Минкульт уже направил их в правительство, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух медиакомпаний. Представитель Минкульта и представитель правительства это подтвердили.

Сейчас у государства и продюсеров есть данные о рейтингах сериалов и фильмов в телеэфире – за это отвечает исследовательская компания Mediascope – и данные об аудитории фильмов в традиционных кинотеатрах – от ЕАИС. ЕАИС полноценно работает три года, ее оператор – государственный Фонд кино.

Но все больше зрителей смотрит фильмы в интернете – в онлайн-кинотеатрах, через сервисы Apple и Google. Крупнейшие онлайн-кинотеатры в России – Ivi и Okko. Видеосервисы не публикуют данные о показах и передают продюсерам лишь небольшую часть данных об аудитории, жаловались российские кинокомпании. Нет этих данных и у государства, а они нужны, чтобы оценить эффективность бюджетной поддержки кино, объяснял «Ведомостям» министр культуры Владимир Мединский: есть примеры картин, которые не собрали большой кассы в традиционных кинотеатрах, но получили миллионы показов в сети, а значит, их господдержка достигла своей цели – зрители увидели это кино.

Российским продюсерам информация об онлайн-показах нужна, во-первых, для лучшего понимания, как интернет-аудитория воспринимает фильм и сериал. Во-вторых, как рычаг давления в переговорах с видеосервисами о выплатах: часть российских продюсеров полагают, что их условия договоров хуже, чем у западных студий. Видеосервисы настаивают, что выплаты зависят прежде всего от популярности контента у аудитории.

Кто будет отправлять данные

Поправки Минкульта вводят в закон о кинематографии понятие «онлайн-кинотеатр» – оно во многом повторяет определение аудиовизуального сервиса из закона об информации 2017 г. Новое определение выглядит так: онлайн-кинотеатр – это сервис, который обеспечивает возможность просмотра посредством сети интернет совокупности фильмов за плату и (или) при условии показа рекламы. Минкульт должен создать и вести реестр онлайн-кинотеатров – как реестр аудиовизуальных сервисов согласно поправкам 2017 г. должен вести Роскомнадзор. Совпадения не случайны: за онлайн-кинотеатры отвечает замминистра культуры Павел Степанов, который прежде возглавлял Медиакоммуникационный союз. Союз и готовил поправки: в 2017 г. они понадобились, чтобы ограничить долей в 20% контроль иностранцев над видеосервисами.

По новым поправкам Минкульта данные о зрителях обязаны передавать все видеосервисы, сколько бы посетителей они ни собирали и кто бы ими ни владел, российская компания или иностранная.

В поправках нет наказания онлайн-кинотеатрам за непредоставление данных, вероятно, им будут назначать те же штрафы, что и обычным кинотеатрам, – от 0,001 до 0,01% дохода.

Какие данные будут собираться

Обычные кинотеатры передают в ЕАИС данные не только о числе проданных билетов на сеанс, но и об их стоимости, таким образом, государство и продюсеры знают кассу всех картин в российском прокате. Мединский настаивал, чтобы онлайн-кинотеатры также передавали данные о доходах от контента. Видеосервисы этому резко сопротивлялись – если отношения между обычными кинотеатрами и продюсерами основаны на простом разделении дохода от каждого проданного билета, то интернет-компании работают с правообладателями по более сложным схемам: заметная часть российского контента, например, покупается за фиксированное вознаграждение. Поэтому раскрытие деталей о платежах пользователей прямо повредит бизнесу, настаивали сотрудники онлайн-кинотеатров.

Продюсеры настояли, чтобы в ЕАИС передавались данные не только о фильмах, но и о сериалах, но, поскольку поправки вносятся в закон о кинематографии, Минкульт пошел на хитрость и в тексте проекта назвал сериалы «многосерийными фильмами».

Камнем преткновения при обсуждении поправок стала передача онлайн-кинотеатрами данных о прокатных удостоверениях фильмов, рассказывали «Ведомостям» участники совещаний в Минкульте. Для показа фильма в обычном российском кинотеатре продюсер обязан получить в Минкульте прокатное удостоверение, его номер кинотеатры потом включают в данные для ЕАИС. У онлайн-кинотеатров обязательство получать прокатное удостоверение четко в законодательстве не обозначено, они нервно воспринимали попытки включить номер такого документа в перечень информации.

Библиотеки онлайн-кинотеатров насчитывают сотни тысяч наименований фильмов и сериалов, если на каждое потребуется получать удостоверение, для начала это парализует работу самого Минкульта, объясняли сотрудники видеосервисов. После длительных споров вопрос об удостоверениях для видеосервисов был отложен, знают два участника совещаний в Минкульте.

Еще одно решение Минкульта – собирать данные не только о российском, но и об иностранном контенте, что должно дать чиновникам более полную картину рынка, указывает один из продюсеров.

В итоге онлайн-кинотеатры обязаны передавать в ЕАИС название фильма или сериала, имя режиссера, год выпуска, число просмотров, указано в поправках. В отличие от данных о показах в обычных кинотеатрах, которые публикуются открыто, совокупные данные об онлайн-просмотрах будут доступны только чиновникам, а об аудитории конкретного фильма или сериала – чиновникам и правообладателю этого конкретного контента. Представитель Минкульта подтвердил, что доступ к данным ограничен по просьбе онлайн-кинотеатров.

Большинство опрошенных «Ведомостями» продюсеров и сотрудников онлайн-кинотеатров воздержались от официальных комментариев. Неофициально они говорят, что в целом их устраивает получившийся текст поправок.

Метка от пиратов

В обмен на вынужденное согласие на передачу данных видеосервисы еще весной добились от чиновников обещания жестко ограничить выдачу ссылок на пиратские сайты в поисковиках, рассказывали сотрудники медиакомпаний и подтверждал Мединский. Обсуждалась и другая идея – приоритетная выдача легальных сайтов в поисковиках. Но при разработке поправок в Минкульте вопрос очищения поисковиков от пиратов был задвинут, жаловались «Ведомостям» сотрудники видеосервисов. Взамен все онлайн-кинотеатры в реестре при поисковой выдаче будут отмечены специальными метками как легальные площадки, указано в проекте.

Аналогичные метки – синяя галочка со словами «Центральный банк» – в 2017–2018 гг. появились в поисковой выдаче «Яндекса» напротив сайтов банков, микрофинансовых и страховых компаний. В российской версии Google и поисковике Mail.ru таких отметок нет.

Вряд ли многие пользователи проявят особую сознательность при выборе ссылки в поисковике для просмотра, эффект от меток будет нулевой или минимальный, опасаются сотрудники видеосервисов. Не в восторге и продюсеры. Это лишь промежуточный вариант, необходимо удаление пиратских ссылок из поисковиков, говорил прежде «Ведомостям» председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов.