Как выдержать допрос в налоговой инспекции
И не навлечь неприятности на себя и на компаниюИз-за пандемии бюджет недополучил деньги – чиновники списывали компаниям налоги, предоставляли отсрочки и субсидии. Но с середины лета инспектора возобновили выездные проверки и вновь стали приглашать руководителей на комиссии – перед инспекторами стоит задача пополнять бюджет. Налоговики могут вызвать в инспекцию директора, главбуха или другого работника. Например, в связи с разрывами по НДС, низкой зарплатой или подозрением в недобросовестности контрагентов. Как не потопить себя на допросе?
Если вы получили уведомление о вызове в инспекцию, в нем должно быть указано, в связи с чем его направили. Как быть, если такой информации нет?
Обычно налоговики спрашивают директора о сделках с контрагентами. По каждому контрагенту имеет смысл составить мини-досье. В него можно включить копии документов, которые вы получили, когда проверяли контрагента, и договоры с ним. Чтобы у компании были необходимые документы на случай претензий налоговиков к сделке с контрагентом, стоит заранее готовить этот комплект, особенно по крупным или постоянным поставщикам.
В комплект желательно включить:
скрины с сайта ФНС nalog.ru (раздел «Прозрачный бизнес»), которые вы делали, когда проверяли контрагента;
копию устава;
копии доверенностей на право подписи первичных документов и счетов-фактур;
копии договоров на аренду офиса, если вы их запрашивали у контрагента;
ответы поставщика на ваши запросы о наличии у него достаточной численности, оборудования, других ресурсов для исполнения сделки;
копии бухгалтерской и налоговой отчетности поставщика, если вы запрашивали;
рекламные материалы поставщика, распечатки с его сайта;
рекомендательные письма клиентов поставщика или их отзывы.
Советуем написать справку о сделках с контрагентами: какая номенклатура товаров, у кого покупаете и кому продаете, как происходят доставка и расчеты. Лучше всего описать объекты, если выполняли подрядные работы, их характер, сроки, как согласовывали цены. Или указать сотрудников, которые курируют контрагентов, приложить их визитки с контактами руководителей поставщиков и покупателей.
По нетипичным для компании сделкам составьте обоснование, почему их нужно было провести. Например, компания ищет новые направления бизнеса. На сделке удалось заработать, и за счет этого компания уплатила налоги и зарплату.
Директор не обязан знать в деталях все бизнес-процессы, всех поставщиков, с которыми работает компания, – для этого есть менеджеры, начальники отделов. Поэтому заучивать все не нужно – достаточно взять досье с собой и использовать, отвечая на вопросы.
Стоит поговорить с руководителями контрагентов, которыми интересуются налоговики, а также с постоянными поставщиками, подрядчиками первого звена, заказчиками и покупателями. Возможно, кто-то из них стал поводом для вызова директора на допрос. Решите, как отвечать на вопросы о контрагентах – по каким можно давать подробную информацию, а по каким лучше сообщать минимум.
Чем налоговики сбивают с толку?
1. Стараются ошеломить. К примеру, инспектора могут заявить, что придут с выездной проверкой, пригрозить уголовной ответственностью. Или с ходу заявить, что им уже известно, что ваша компания якобы искусственно занижает налоги с помощью фиктивных сделок и т. п.
Спокойно отвечайте, что компания рассчитывает налоги в соответствии с законодательством и ведет обычные хозяйственные операции. Не забывайте, что в инспекцию можно прийти с адвокатом. Нередко в присутствии адвоката налоговики ведут себя менее агрессивно и стараются держаться в рамках закона.
2. Выдвигают неподтвержденные обвинения. Например, заявляют, что у контрагента массовый адрес, значит, это однодневка. Но массовый адрес еще не говорит, что поставщик недобросовестный. Возможно, контрагент находится в бизнес-центре. Или налоговики заявляют, что у контрагента нет ресурсов, чтобы исполнить сделку, – достаточной численности, оборудования и т. п. Даже если это так, контрагент мог арендовать нужное оборудование или привлечь субподрядчиков.
Если выяснилось, что контрагенты второго и следующих звеньев недобросовестны, компания не обязана отвечать за поставщиков своих поставщиков. И даже если те не платят налоги, это еще не означает, что ваша компания не вправе заявить вычеты НДС и учесть расходы (п. 3 ст. 54.1 НК).
3. Требуют сдать уточненную декларацию и убрать вычеты НДС по сделке с поставщиком. Но если компания отказывается от вычетов по сделке из-за претензий налоговиков к контрагенту, она тем самым подтверждает, что поставщик сомнительный. Поэтому, если сделка реальна и ее исполнил тот контрагент, с которым вы заключили договор, стоит отстаивать право на вычеты НДС и расходы.
4. Требуют назвать, кто в компании выбирает контрагентов и принимает товары от поставщиков. Эти сотрудники – потенциальные кандидаты для последующих допросов. И чем больше работников вы назовете, тем больше свидетелей допросят налоговики. Имеет смысл заранее проинструктировать работников, чтобы они не путались на допросе.
5. Спрашивают о деталях, которых директор может не знать. Например, налоговики интересуются, как нашли контрагента и кто подписывал договор. Директору не стоит говорить, что он не знает всех этих деталей. Иначе налоговики могут причислить его к номинальным директорам. Если директор не знает деталей, можно ответить, что при необходимости он уточнит информацию у ответственных сотрудников и даст точный ответ.