Что изменилось в договорах малого бизнеса с контрагентами
Новые пункты, которые появились из-за пандемииИз-за пандемии коронавируса многие компании не смогли выполнять обязательства по контрактам: кто-то приостановил работу из-за ограничений, кто-то не смог доставить импортный товар из-за закрытия границ или кому-то не перевели деньги.
Кризисы в целом, и пандемия 2020 г. в частности, заставляют предпринимателей задумываться о том, как усилить договорную базу. Какие новые пункты необходимо учесть, чтобы обезопасить себя от невыполнения обязательств? Сегодняшние реалии показали, что традиционных пунктов о форс-мажорах и ответственности за неисполнение контрактов в договорах недостаточно. Необходимо добавить и четко описать все потенциальные риски, которые могут возникнуть из-за пандемии, – ответственность за задержки поставок и оплаты, изменение стоимости товара в случае закрытия границ из-за ограничительных мер, – и предусмотреть возможность использования цифровой подписи с учетом требования законодательства контрагента, если он иностранный.
Практика последнего времени показала, что классические способы защиты от неисполнения обязательств практически не действуют. Даже квалифицированно описав в договоре действия сторон при форс-мажоре, надо понимать, что форс-мажор объявляют не стороны сделки, а государство. Если такое решение на государственном уровне не принималось, то защитить свои права с помощью пунктов о форс-мажоре предприниматели не смогут.
Как отмечает Верховный суд, сама по себе пандемия коронавируса не может считаться форс-мажором для всех без исключения. Но если должник докажет, что именно ограничительные меры привели к тому, что он не выполнил свои обязательства, то суд может встать на его сторону и освободить от ответственности. Для доказательств могут использоваться официальные документы и региональные нормативные акты, которыми были введены ограничения из-за пандемии. Например, компания – организатор уличных концертов может сослаться на указ мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ, который запретил массовые мероприятия. В результате деятельность компании была приостановлена, она не получила выручки и не смогла оплатить поставленный товар.
Решение суда в каждом случае будет зависеть от конкретных обстоятельств. Суд будет учитывать, чем занимается компания, как работает в условиях ограничительных мер, в чем суть ее обязательств и насколько добросовестно она ведет себя как должник.
Форс-мажорные оговорки в договорах, безусловно, нужны, но и рассчитывать только на них нельзя. Чтобы лучше защитить бизнес в нынешних условиях, нужно соблюдать следующие правила.
1. Свести к минимуму устные договоренности. Можно общаться с контрагентом в Zoom, по sms, в мессенджерах или по электронной почте – цифровая переписка уже давно признается судом как доказательство переговоров и способ заключения договоров. Но надо быть уверенным, что номер телефона и адрес электронной почты принадлежат вашему контрагенту.
2. Особенно тщательно следить за правильностью оформления первичной документации: от бухгалтерской до товаросопроводительной. Это не только усилит ваши позиции в возможных судебных разбирательствах, но и позволит пройти последующие проверки налоговых органов. Помните: в результате кризисов выживают не все компании и получить от контрагента недостающие документы задним числом не всегда возможно.
3. Крайне внимательно следить за нормативной базой. Она в период кризисов меняется с невероятной скоростью, и надо быть готовым подстраиваться. Необходимо также учитывать возможные изменения сроков выполнения банковских операций, наподобие задержек по валютным платежам, которые у многих банков случились в апреле – начале пандемии. Подобная ситуация может повториться, и надо быть к ней готовым.
4. Точно выполнять требования законов, даже если они для вас крайне неудобны. Сотни компаний получили внушительные штрафы, поскольку ошибочно предположили, что соблюдение ограничительных мер никто проверять не будет. И даже если острая фаза ограничений прошла, проверьте лишний раз, отменены ли они законодательно.
5. Развивать дистанционные формы ведения бизнеса: от подписания документов онлайн до удаленной работы сотрудников. Они уменьшат затраты и позволят быстро перестраивать бизнес-процессы. А вот применять столь популярный у бизнесменов способ оптимизации затрат, как, например, вывод сотрудников за штат, не стоит. Его можно оспорить, к тому же банки сейчас придирчиво оценивают реальность бизнеса клиентов, и маленькое количество сотрудников в штате компании может стать причиной для отказа в кредитовании.