Что делать с компанией – бросать или банкротить
Если она близка к разорению из-за эпидемииС начала выявления первых заболевших в России и до принятия жестких ограничительных мер прошло чуть больше двух месяцев. Уже стало ясно, что подавляющее большинство предпринимателей – от микропредприятий до крупнейших компаний – несут огромные потери. Многие сейчас думают о закрытии бизнеса. Сделать это можно по-разному: просто бросить компанию или обанкротить ее.
Бросая компанию, ее владелец прекращает осуществлять какие-либо действия от юридического лица: не использует расчетный счет, не сдает отчетность, закрывает офис и увольняет сотрудников. Компания остается существовать лишь на бумаге, формально. Только за март 2020 г. налоговыми органами была прекращена деятельность 38 401 компании путем исключения из ЕГРЮЛ. Данный способ обычно используется небольшими компаниями, не владеющими зданиями, станками, машинами и прочими активами.
Собственник надеется, что налоговый орган сам примерно через 1,5 года исключит компанию из реестра и не нужно будет ничего делать. Однако, как показывает практика, это грозит серьезными проблемами.
1. Штрафы за несдачу отчетности. Если налогоплательщик не ведет деятельности, он должен сдавать нулевую налоговую декларацию. Если руководитель, ответственный за сдачу налоговой отчетности, этого не делает, он получит штраф в 1000 руб. за каждый факт несдачи декларации (ст. 119 Налогового кодекса).
2. Запрет занимать руководящие должности. После исключения компании из ЕГРЮЛ ее руководители или собственники, владеющие долей более 50% в компании, не смогут занимать руководящие должности в других компаниях в течение трех лет.
3. Риск субсидиарной ответственности. Если компания на момент исключения из ЕГРЮЛ имела задолженность (например, перед поставщиками или бюджетом), то после исключения эти кредиторы могут обратиться с иском о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей и собственников компании.
Банкротство гораздо правильнее и юридически, и экономически. Если пройти всю процедуру добросовестно и по закону, вполне вероятно выйти из проблемного актива с минимальными потерями даже в нынешней ситуации.
3 апреля 2020 г. правительство ввело мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Он распространяется на компании, входящие в список системообразующих или стратегических предприятий, а также на предприятия девяти наиболее пострадавших отраслей (гостиничный, туристический бизнес и т. д.). То есть большинство компаний мораторий не коснется. А компании, которые входят в данный список, но приняли решение о банкротстве, могут и сейчас подать заявление в суд, так как мораторий распространяется только на заявления, поданные кредиторами.
Если компания не входит в список, это не значит, что уже завтра кредиторы станут ее банкротить. От начала просрочки платежей до процедуры банкротства в Москве и Московской области проходит 12–18 месяцев, а если кредитором является банк – шесть месяцев. В регионах сроки рассмотрения дел судами могут быть короче.
Значит, есть время для работы с контрагентами. Полезно урезать расходы и пересмотреть работу с привычными контрагентами. Кризис не время для сантиментов. В случае необходимости следует либо отказаться от сотрудничества, воспользовавшись юридическими основаниями для прекращения сделки с возложением на другую сторону ответственности за это (срыв контрагентом сроков, несоблюдение условий контракта), либо заключить дополнительные соглашения, которые изменяют условия взаимодействия в пользу компании (например, о пересмотре арендной платы).
Если есть опасения, что компания-партнер обанкротится, нужно уже сейчас позаботиться о юридическом оформлении сложившихся отношений, постараться получить акт сверки задолженности и дополнительные письменные гарантии исполнения обязательств (например, залог, дополнительное поручительство и т. д.). Необходимо заранее направить официальную претензию, прежде чем подавать иск в суд. И внимательно отслеживать финансовую ситуацию контрагентов (количество исков, исполнительных производств, публикации о намерениях банкротства и т. д.).
Особенно важна осторожность в сделках, если компания сейчас находится в предбанкротном состоянии. Ведь одной из главных задач арбитражных управляющих в случае банкротства должника является оценка совершенных им сделок и их оспаривание в суде, что может также повлечь субсидиарную и уголовную ответственность руководства компании. Кроме того, часто руководитель в надежде спасти компанию берет кредит для погашения других долгов. Такие действия, если они не помогут выйти из кризиса, тоже могут стать основанием для субсидиарной ответственности – как приведшие к еще большему ухудшению положения кредиторов. Поэтому добросовестному собственнику и руководителю важно не забывать, спасая свой бизнес, что его сделки могут быть истолкованы превратно.
Руководитель также обязан обеспечить сохранность имущества и документов. Не забывать, что нужно взыскивать задолженность с контрагентов. А если к моменту банкротства истечет срок исковой давности, ответственность за его пропуск ляжет на руководство компании.
Но каким бы ни было решение собственника – бросить компанию или обанкротить ее, – сначала надо попытаться принять превентивные меры. Например, снизить затраты на услуги, оказываемые другими компаниями, изменить сроки выполнения проектов, оптимизировать запасы сырья и расход энергоресурсов, попробовать перевести сотрудников на сокращенную рабочую неделю или удаленную работу и т. д. Непопулярные, но достаточно действенные меры: снижение оплаты труда, перевод сотрудников в неоплачиваемые длительные отпуска, в отдельных случаях – увольнение. Но все эти меры должны быть хорошо продуманными и законными.