Четыре заблуждения о субсидиарной ответственности
Из-за них собственники бизнеса могут разоритьсяВ последнее время личная ответственность владельцев по долгам их компаний многократно усилилась. Именно к ним обращаются кредиторы и арбитражный управляющий с требованием погасить долг при банкротстве компании. Однако многие считают, что крестовый поход государства против недобросовестных предпринимателей их не коснется. Вот четыре частых заблуждения бизнесменов:
1. «Я не директор, поэтому ответственности не несу».
На самом деле собственник, делегировавший управление фирмой директору, все равно может быть привлечен к ответственности, так как по закону он не только имеет право, но и обязан участвовать в разрешении ключевых проблем бизнеса. Если самоустранился, принимал ошибочные решения или действовал заведомо в ущерб – значит, виновен в несостоятельности фирмы. Судебная практика это подтверждает. Более того, если наемный гендиректор защитил себя (согласованием документов, решений, сделок), собственник останется один на один с кредиторами. Свалить вину на директора не получится.
Бизнесмена друзья попросили дать им на некоторое время свою фирму, которая вовремя сдавала отчетность (нулевую) и платила налоги, но активно не использовалась. Тот передал учредительные документы, назначил гендиректором лицо, указанное товарищами, но остался собственником. А через два года ему пришло заявление о привлечении к субсидиарной ответственности на 200 млн руб. по долгам переданной фирмы.
2. «Моя доля в бизнесе мала, поэтому ответственность не страшна».
В реальности доля владельца не влияет на размер его ответственности. Кредиторы имеют право требовать долг с любого лица, связанного с обанкротившейся фирмой (в том числе с гендиректора, главного бухгалтера и др.). Сегодня суды привлекают к субсидиарной ответственности даже скрытых бенефициаров, формально не владеющих долей в компании. Доказательствами реального управления бизнесом могут быть: свидетельские показания номинальных директоров, топ-менеджеров, сотрудников; электронная переписка; родственные отношения с топ-менеджментом.
3. «Сменю директора, продам компанию на Сейшелы – и дело с концом».
В 2019 г. смена директора или продажа компании за границу не помогут, так как ответственность за тот период, когда коммерсант владел фирмой, сохраняется. Претензии контрагентов, ФНС, госорганов могут предъявляться как минимум в течение трех лет после закрытия или продажи компании.
4. «Пусть сначала докажут мою вину».
Нынешняя судебная практика такова, что кредиторам и арбитражному управляющему достаточно заявить, что у компании не хватает активов для погашения долга и виноват в этом собственник, поэтому они просят суд привлечь его к ответственности. Кредиторам даже не нужно сильно стараться, собирая доказательства. Напротив, бывший владелец бизнеса должен представить суду убедительные доказательства невиновности.
Что делать предусмотрительному владельцу?
Не отстраняться от ведения бизнеса: принимать важные решения вовремя и не игнорировать возникающие проблемы.
Хранить оригиналы важных документов в надежном месте, а их копии – в другом надежном месте.
Правильно делегировать полномочия. Должностная инструкция и трудовой договор гендиректора должны соответствовать учредительным документам компании и реальному положению дел.
Периодически проверять сайты судов. Систематически отслеживайте на kad.arbitr.ru возможные иски о признании вашей компании банкротом, если к этому есть предпосылки. Если банкротство началось, отслеживайте подачу заявлений о привлечении вас к субсидиарной ответственности. Проверяйте по адресу регистрации дела против вас в судах общей юрисдикции.
Отслеживать почту по месту регистрации. Даже если вы там не живете.
Минимизировать риски при продаже фирмы. Зафиксируйте, что за время работы фирмы у нее все было хорошо (положительные балансы, отсутствие долгов перед контрагентами и госорганами), сохраните все копии документов (если вдруг правоохранители придут с проверкой). Передавая документы новому владельцу, обязательно оформите акт приема-передачи и храните его как минимум 10 лет.
Не бросать бизнес на произвол судьбы. Если он вам неинтересен, продайте свою долю или передайте ее в управление.
Если компания на грани банкротства, лучше самому инициировать процесс банкротства. Позиция страуса – заведомо проигрышный вариант.