Пять цифровых концепций для нефтяной отрасли
Они оптимизируют добычу и сбыт, а также управление персоналомРоссийские нефтегазовые компании, как и зарубежные, активно инвестируют в технологии, которые повышают эффективность добычи, переработки и дистрибуции нефти, помогают увеличить рентабельность сбыта. Но цифровизация процессов сама по себе вряд ли кардинально повлияет на эффективность. Перед нефтегазовыми компаниями остро стоит задача повышения эффективности управления и обучения персонала. Технологии дополненной и виртуальной реальности, а также системная цифровизация месторождений могут решить большинство проблем.
1. Дополненная реальность для удаленного консультирования. Многие процессы на месторождениях зависят от квалифицированных специалистов, при этом их постоянное присутствие там необязательно. Но на случай нештатных ситуаций компании вынуждены постоянно держать на платформах дорогих сотрудников. Привозить их туда при необходимости тоже не выход, поскольку их доставка, особенно на труднодоступные месторождения, тоже очень дорогая. Нефтяники также держат на местах штат квалифицированных специалистов (например, инженеров по бурению), чтобы минимизировать риск аварий. Технологии дополненной реальности позволяют сотрудникам на месторождении взаимодействовать с экспертом дистанционно, консультироваться о способах устранения неисправностей и т. д.
2. Обучение молодых специалистов. В нефтегазовой индустрии наблюдается естественный отток опытных сотрудников из-за старения. Поэтому нужно срочно обучать молодых специалистов. Проблему помогают решить технологии дополненной и виртуальной реальности AR/VR. Учебный симулятор может работать в круглосуточном режиме, а сотрудники с первого же занятия получают практические знания.
Например, в совместном проекте компаний Schlumberger и PTC системы VR и AR имитируют набор оборудования, профильные функции работника, работу в команде. Они позволяют обучать до 20 000 работников буровых установок в регионах за год. Затраты на обучение на 30% ниже традиционных форм с выездом в учебные центры.
3. Предиктивная аналитика для ремонтных работ. Нефтегазовые компании регулярно проводят ремонтно-профилактические работы, но надежность оборудования может оставаться низкой, а на платформах переизбыток ремонтного персонала. Решение – система предиктивной аналитики. Установка датчиков и автоматизация контроля эффективности ремонтных бригад позволяют уменьшить число ремонтов, снизить время простоя оборудования и сократить персонал.
4. Цифровизация месторождения. С помощью современных технологий можно удаленно изучать месторождение на всех стадиях его разработки. Это серьезно сокращает издержки, в том числе за счет получения более точных данных. Норвежская компания Equinor разработала систему постоянного мониторинга резервуара месторождения в Северном море Johan Sverdup. Было установлено 6500 акустических сенсоров и проложено 380 км сейсмических кабелей. Компания теперь может контролировать процесс бурения на буровой платформе в автоматическом режиме, используя высокоскоростную телеметрию бурильной трубы и виртуальную систему измерения и управления потоком подводных скважин. В результате коэффициент извлечения нефти (КИН) на этом месторождении оказался выше по сравнению со средними показателями других месторождений. Альтернативные способы повышения КИНа типа гидравлического разрыва пластов гораздо дороже, к тому же часто порождают различные нештатные ситуации.
5. Интернет вещей и мобильные приложения. Они позволяют удаленно контролировать режимы оборудования на АЗС, получать глубокую аналитику – вплоть до того, какую продукцию, с какой регулярностью и в каком количестве покупают корпоративные и розничные клиенты. Опираясь на эти данные, можно повысить эффективность поставок бензина в розничные сети АЗС, в автопарки промышленных компаний. Нефтегазовые компании активно внедряют мобильные приложения для розничных потребителей, подобные приложения можно выпустить и для корпоративных клиентов для проверки доступности продукта у производителя и резервирования. Можно консолидировать накопленные данные о спросе и дистрибуции с данными о добыче и переработке. Вырастет эффективность всех процессов при условии комплексной, а не разрозненной цифровизации и грамотного управления персоналом.