Что делать бизнесу, если налоговая инспекция заблокировала счет

Как ему выжить и добиться отмены блокировки

Блокировка счета – обеспечительная мера, позволяющая налоговой принудить бизнес к исполнению обязательств, например по налогам. По решению инспекции банк, в котором у юрлица или ИП открыт счет, обязан прекратить либо все расходные операции по счету, либо операции в пределах суммы, указанной в решении. Хотя зачисление средств производится как обычно.

Налоговая инспекция вправе заблокировать счет, если предприятие не уплатило налоги, штрафы и страховые взносы в указанный срок (минимальный – восемь рабочих дней с даты требования). Решение о блокировке счета выносится ФНС вслед за решением о взыскании налога, а последнее принимается после истечения срока, установленного для уплаты конкретного платежа. Кроме того, если в результате налоговой проверки юрлицу начислили недоимку, пени или штрафы, а его имущества недостаточно для погашения этого долга, инспекция имеет право приостановить операции на сумму, составляющую разницу между долгом и стоимостью активов.

В обоих случаях речь идет о неполной блокировке счета – владелец сможет пользоваться своими деньгами за исключением указанной в решении суммы. Но налоговая инспекция имеет право полностью заблокировать все счета бизнеса в разных банках. Например, если компания не сдала налоговую декларацию в течение 10 рабочих дней после окончания установленного срока подачи; если компания, обязанная сдавать отчетность в электронном виде (плательщик НДС), уклоняется от получения документов от инспекции по интернету. Полная блокировка грозит и налоговому агенту – работодателю, который не сдаст расчет удержанного НДФЛ по форме 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней после окончания срока подачи.

После блокировки счета предприниматель не сможет открыть новый счет в другом банке. В 2014 г. ФНС внедрила интернет-сервис «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков», который передает всем банкам информацию о заблокированных счетах компаний и ИП.

Как предпринимателям продолжать работу в такой ситуации?

1. Бизнес может использовать наличные деньги, однако предельно допустимая сумма для таких расчетов между юрлицами по одному договору составляет 100 000 руб. Использовать наличные можно для оплаты или предоплаты товаров или услуг; для возврата предоплаты; для выдачи и погашения займа, нужного для оплаты товаров или услуг.

2. Другой способ – возложить исполнение обязательств на третье лицо, заключив с ним соглашение или выдав ему письмо-поручение. Обычно такие обязательства возлагаются на должников организации. Если нужно уплатить налоги, сборы и страховые взносы, можно привлечь как компанию-должника, так и директора компании, который сможет сделать платежи с личного счета или наличными.

Несмотря на перечисленные способы, работа бизнеса при заблокированном счете неполноценна.

Как добиться разблокировки счета?

1. Сначала нужно узнать причину блокировки. Она обычно указывается в решении налоговой о приостановлении операций по счету – как ссылка на пункт и статью Налогового кодекса. Копию решения должны передать налогоплательщику под расписку в течение одного дня после вынесения решения. Если копию не доставили в срок, нужно воспользоваться личным кабинетом на сайте ФНС или прийти на прием к сотруднику инспекции.

2. После устранения причины (уплаты недоимки, подачи декларации и т. п.) налоговая должна в течение одного дня вынести решение об отмене блокировки. Если бизнес оперативно устранил нарушения, на разблокирование счета уйдет в среднем пять рабочих дней.

Владелец счета может ускорить процесс, предоставив в инспекцию документы об устранении причины. Например, если счет заблокирован из-за неуплаты налога, нужно принести выписку по операциям на счете и платежное поручение, подтверждающие оплату долга. Еще можно попросить инспекцию о замене блокировки другими обеспечительными мерами: например, банковской гарантией, залогом в виде ценных бумаг или поручительством третьего лица. Но быстрее и эффективнее всего устранить причину.

3. Если владелец полагает, что операции по счету были приостановлены незаконно, он имеет право обжаловать решение о блокировке в вышестоящем налоговом органе (срок обжалования – один год с момента получения решения), а затем в арбитражном суде (в течение трех месяцев после ответа вышестоящего органа). Например, если компания состоит на учете в Инспекции ФНС России № 26 по г. Москве, обжаловать ее решение нужно в Управлении ФНС России по г. Москве, а потом в Арбитражном суде г. Москвы.

На практике налоговая инспекция часто злоупотребляет правом на блокировку счетов. Нередко она выносит решения по основаниям, не указанным в законе. Например, за допущенные ошибки в налоговой отчетности, связи с фирмами-однодневками, несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности.

Недавно налоговики заблокировали счет торговой компании на том основании, что она своевременно не представила налоговую декларацию. Сама компания объясняла, что подала декларацию в срок, но во время мероприятий налогового контроля декларация была удалена с сервера и ее признали непредставленной. Суды всех инстанций встали на сторону бизнеса.

Если решение о блокировке незаконно или если инспекция не сняла блокировку после устранения причин, налоговая обязана выплатить владельцу счета проценты, которые рассчитываются (с момента незаконной блокировки или невыполненной разблокировки) исходя из ключевой ставки ЦБ (сейчас – 7,5% годовых).

Чтобы избежать блокировки, бизнес должен вовремя исполнять свои обязанности налогоплательщика. Если требования незаконны, следует обжаловать решение в вышестоящем налоговом органе или арбитражном суде. Суды в подобных спорах часто принимают сторону бизнеса.