Как руководителю найти общий язык с разработчиками
Нужно учитывать, к какому из трех типажей относится разработчикРазработчики, которые создают перспективные продукты и технологии, – очень нестандартные люди. Многим менеджерам они кажутся странными: таких сотрудников сложно соблазнить бонусами, они мало интересуются жизнью компании, погружены в собственный мир. Грубо вторгаться в этот мир себе дороже. В худшем случае талантливый разработчик уйдет, в лучшем – замкнется и продолжит работать по своему усмотрению. Но как договориться с сотрудниками, которым не интересны обычные стимулы? Выбор подхода зависит от типажа разработчика.
Ботаник. В корпоративные отделы НИОКР люди часто приходят из науки – бывшие физики, математики, химики, биологи и генетики. Они готовы работать сутками напролет, не вспоминая о деньгах. Хорошая новость: им тоже не чуждо тщеславие. Но их больше интересует не собственная значимость, а значимость их труда. Чтобы заинтересовать и удержать ценного сотрудника, расскажите ему о том, как важны его разработки и новые идеи для компании.
Эти увлеченные люди то и дело норовят оторваться от земли и, к ужасу руководства, от всего корпоративного бизнеса. Нет сомнений, что они работают хорошо, много и с полной отдачей. Другой вопрос – над чем. Топ-менеджеру надо держать руку на пульсе и увериться, что специалисты не витают в облаках. Ему нужно регулярно обсуждать с исследователями ход работы.
Поэтому важнейшая задача топ-менеджера – налаживать коммуникации не жалея сил. Включить разработчика в корпоративную жизнь можно, например, с помощью корпоративных конференций. На них необходимо устраивать презентации продуктов и инноваций, над которыми трудятся подразделения исследований и разработки. Это поможет разработчику понять, как его проекты связаны с реальным бизнесом, а заодно получить подтверждение значимости его труда.
Геймер. IT-разработчики чаще всего вырастают из типичных геймеров. В глазах обычного топ-менеджера такие сотрудники – группа неорганизованных и своевольных подростков. Любые попытки заставить их жить по корпоративным правилам они воспримут в штыки. Но эти «подростки» способны принести компании много денег, поэтому придется искать подход.
Первым делом надо позаботиться об обстановке в офисе. Геймеры привыкли зависать у монитора в удобных креслах, с чаем и печеньицем. Офис нужно заполнить зонами отдыха, спортивным инвентарем, гамаками, игровыми приставками и прочими модными офисными аксессуарами.
Геймеры, как дети, плохо уживаются с дисциплиной. Если ребенку дать синие карандаши и жестко ограничить концепцией и сроками, он не напишет картину. То же у разработчиков-геймеров. Нужно выбирать, что важнее – продукт или соблюдение сроков. Можно применить хитрость и назначить сроки так, чтобы до настоящего дедлайна оставался запас времени. И помните: больше дедлайнов геймеры не любят только дресс-код. Поэтому даже не пытайтесь заменить футболку костюмом – сотрудник будет чувствовать себя не в своей тарелке, что вредит творчеству.
Наконец, геймеры любят вечеринки и встречи. Игровое прошлое научило их общаться с единомышленниками по всему миру, они хорошо идут на контакт. Смело отправляйте их на презентации новой «игрушки», тематические фестивали и чемпионаты. Там сотрудники и отдохнут, и наберутся новых идей.
Классический программист. Он занят созданием приложений и цифровой архитектуры, большими данными и вычислениями, предельно организован и дисциплинирован. Цена – стремление полностью изолироваться от суеты внешнего мира. Недаром программисты часто сидят в полуподвалах, куда редко заходят другие сотрудники.
Это стремление к уединенности и тишине придется уважать. Известен случай, когда разработчики компании воспротивились переезду компании в новый офис с панорамными окнами от пола до потолка – им оказался не по нраву дневной свет. Они были привычны к ночной жизни и чувствовали себя комфортно в полутемных помещениях. А руководство компании и не догадывалось, что свету панорамных окон можно предпочесть свет монитора.
Поскольку эти потребности отличаются от интересов обычных офисных служащих, на помощь приходит общение. Но общаться с программистом нужно тет-а-тет. Вовлекать в общие мероприятия такого специалиста не стоит – сначала спросите, хочет ли он поделиться идеями с публикой. Скорее всего, ответ будет отрицательным.
Независимо от типажа разработчиков топ-менеджменту придется потратить силы и время на взаимодействие с ними. Прежде всего – на налаживание диалога. Если разработчик делает шаг навстречу, руководство должно сделать два. Однако в любом случае следует избегать давления и не пытаться причесывать разработчиков под общую гребенку.
Автор – старший менеджер проектов компании Odgers Berndtson