Четыре принципиальные ошибки основателей российских стартапов
Итоги встреч с 65 000 предпринимателями и инвесторами в 84 регионах РоссииМогу без ложной скромности сказать, что довольно хорошо знаком с технологическим предпринимательством в России. За последние годы я объехал 84 региона в ходе стартап-тура – инициативы по поддержке сообществ начинающих предпринимателей в российских городах и весях. Я и мои коллеги повстречались с 65 000 предпринимателей, инвесторов и деловых людей со всей России. Самый популярный вопрос, который нам задают: где взять деньги? И я пытался объяснить предпринимателям из регионов главное – что не в деньгах счастье. Прежде чем искать внешнее финансирование, надо решить множество других проблем и избежать общих ошибок.
Ошибка первая: идея важнее коммерции. В России мы часто сталкиваемся с учеными и инженерами, влюбленными в свою идею и не задумывающимися о том, кому нужна их разработка, что она может дать потенциальному клиенту. Они делают презентации, в которых куча формул, фотографий полученных патентов, но нет серьезной проработки целевого назначения и коммерческой привлекательности конечного продукта.
Ошибка вторая: незнание рынка и конкурентов. Без этого нельзя построить устойчивый бизнес. Много раз во время презентаций стартапов повторялась одна и та же ситуация. «Есть ли на рынке аналоги вашего продукта?» – спрашивали мы. «Нет», – твердо отвечал местный стартапер. Приходилось открывать ноутбук, и простой поиск в интернете тут же показывал, что продукт далеко не уникален. Или же нам отвечали: «У нас есть аналоги, но не в России». Однако нельзя ограничивать себя только российским рынком. Наш мир настолько глобален, что недостаточно сделать продукт только для России – вы должны знать своих зарубежных конкурентов и пытаться их обойти.
Ошибка третья: стремление собрать команду из себе подобных. Действительно, легко работать с людьми того же возраста, образования и пола, что и ты сам, говорящими на одном языке. Похожие люди имеют похожие взгляды, но и ошибаются тоже одинаково. Поэтому в команде нужны разные люди. Если вы сильны в технологиях, ваш коллега должен быть дизайнером. Если вы сильны в науке, возьмите в стартап специалиста по продажам. Если вы хотите выйти на зарубежный рынок, возьмите в команду русского, живущего в стране, куда вы хотите прийти. Все это усложнит жизнь, потому что вам придется принимать в расчет разные взгляды. Но шансы, что вам удастся создать продукт мирового класса, значительно возрастают.
Ошибка четвертая: стремление обзавестись собственным производством. Это типично русская мечта – полностью контролировать весь процесс от идеи и разработки до производства и сбыта. Однако сегодня в мире, особенно в сфере высоких технологий, нет ни одной успешной компании, которая бы делала все сама. Даже такие лидеры, как Apple, пытаются сосредоточиться только на тех областях, где они сильны, будь то дизайн продукта, инжиниринг или цифровой контент. Они ничего не производят сами. У них нет своей логистики. Они даже не управляют собственными магазинами. Поэтому мой совет, возможно самый важный, – создайте бизнес-модель, основанную на сети партнеров. Не нужно все контролировать – нужно научиться работать и доверять партнерам.
Если вам удалось избежать четыре вышеупомянутые ошибки, можно вернуться к главному вопросу: где взять деньги? Лучше всего – у крупного инвестора. Проблема в том, что многие российские стартапы вообще не понимают его роли. И часто случается, что потенциальный инвестор отклоняет хороший и перспективный проект, потому что его основатель видит в нем, инвесторе, исключительно денежный мешок, который даст энное количество долларов и не будет ни во что вникать. Но так не бывает. Мы, инвесторы, финансируем только те компании, в которых становимся полноправными акционерами. Эта реальность является шоком для многих стартаперов. Каждый молодой российский предприниматель слышал ужасные истории о крупных инвесторах, которые спят и видят, как бы проглотить миноритариев. Именно по этой причине многие предприниматели мечтают только о правительственных грантах и других видах государственной поддержки, где они сохранят полный контроль над компанией.
Но акционеры являются партнерами, чья работа заключается в том, чтобы совместно сделать бизнес более успешным. И если это удастся, в равной степени выиграют все акционеры. Поэтому я советую стартапам искать для своих компаний именно активных акционеров, которые принесут в компанию так называемые умные деньги.
Было бы очень полезно, если бы преуспевающие российские бизнесмены попробовали себя в роли бизнес-ангелов. Есть тысячи российских технологических стартапов с большим потенциалом, которые находятся не только в крупных городах, а разбросаны по всей России. Поддерживая их, и сам крупный зрелый бизнес окажется на передовой новой российской цифровой экономики.
Автор – советник президента фонда «Сколково»