Как использовать зависть для карьерного роста
Чтобы научиться правильно обращаться с этой эмоцией, нужно выполнить пять шаговЗависть – базовая эмоция, связанная с конкуренцией. Она предлагает нам решения при движении к новой карьерной ступени и мобилизует в ситуации усталости. То есть это наш навигатор в карьере и одновременно источник энергии для движения – при условии, что мы умеем использовать эту энергию. Чтобы научиться правильно обращаться с этой эмоцией, нужно выполнить несколько шагов.
Признать, что зависть присуща всем и вы не исключение. Вот пример из моей практики: владелец сети спортивных магазинов завидовал лидеру рынка, своему приятелю. В результате завистник заставлял свою компанию развиваться быстрыми темпами без учета ограниченных ресурсов. Например, завистник вводил в ассортимент позиции, отсутствовавшие в магазинах конкурента. Однако они отсутствовали у конкурента потому, что этот товар плохо продавался. И таким образом завистник только ухудшал показатели своей компании. Логика зависти следующая: «Чужие достижения на самом деле примитивны, а я найду собственный крутой путь». В результате возникла цель сделать все иначе, чем успешный конкурент. Когда зависть осознается, сила этой эмоции сохраняется, но логика стремлений другая: «Очень хочу такого успеха, как у конкурента, поэтому возьму все самое лучшее из его методов». Признание зависти дает возможность использовать силу этой энергии.
Понять, чему ты завидуешь на самом деле. В нашем соревновании с объектом зависти всегда есть судьи. Это значимые для нас люди, и именно их отношению к конкуренту мы завидуем. Еще один пример: опытный хирург на встрече выпускников своего вуза увидел, что окружающие гораздо больше уважают его друга-предпринимателя, нежели его самого. Зависть подсказала объяснение: люди уважают именно деньги друга, давно ушедшего из медицины. На самом деле хирург завидовал способности друга выстраивать отношения со статусными людьми. Именно их отношение было критерием победы в этом соревновании с другом. В результате хирург стал выстраивать карьеру администратора, хотя до этого отказывался от такой возможности. Осознание того, чему мы завидуем на самом деле, дает четкое понимание пути движения к успеху.
Нужно вовремя распознавать в себе подавляемую зависть по косвенным признакам – спутникам зависти. Спутник зависти – злорадство, в частности по отношению к друзьям, знакомым или известным людям. Это чувство опасно тем, что возникает ощущение «любимчика судьбы» (якобы мы с судьбой на одном уровне, а конкурент гораздо ниже). При такой установке обычно человек принимает неоправданно рискованные решения. Другие спутники зависти – презрение, насмешка и сарказм. Например, известный шахматист Бобби Фишер смотрел матч Карпова с Каспаровым, критиковал их игру, но сам сыграть не решался. А когда решился, выбрал откровенно более слабого Спасского. Таким образом, за критикой скрывалась зависть. Третий спутник зависти – покровительство тем, кто занимает более низкое положение, оно часто маскируется под сострадание. Например, владелец компании, завидовавший своему приятелю (владельцу компании-конкурента), пригласил коммерческого директора, которого стал опекать и поддерживать (как свою опору в этой борьбе с приятелем). Позиция покровителя, питаемая завистью к конкуренту, помешала завистнику заметить нечистоплотность сотрудника, который брал откаты и обманывал своего покровителя.
Поднять свою самооценку. Чем ниже наша самооценка, тем сильнее мы завидуем другим. Следовательно, избавление от зависти идет через поднятие самооценки, через разрешение себе быть неидеальным. Если низкая самооценка сочетается с высокой требовательностью (перфекционизмом), то помимо зависти возникают также и отказ от конкуренции и нежелание прикладывать усилия: «Я не могу добиться того, что могут другие, я не могу стать самым лучшим, поэтому бесполезно стараться». Но эту мысль можно заменить на более конструктивную: «Я не могу стать самым лучшим, но я могу добиться самого лучшего для себя результата, и это именно то, что мне нужно». Например, сын одного из владельцев предприятия по производству строительных материалов активно развивал принадлежащую ему на 50% сеть фирменных магазинов компании. Дизайн каждого магазина и схему его продвижения он продумывал лично, по нескольку раз меняя концепцию. Акционеров не устраивал темп развития сети, поэтому в ряде областей магазины открыли региональные партнеры. Хотя у нашего героя были помещения для магазинов в этих городах, он так и не вступил в прямую конкуренцию с местными магазинами. Когда он смог осознать, что завидует умению конкурентов быстро и за небольшие деньги открывать магазины, это привело к внутренней трансформации этого талантливого человека. Результатом стала разработка системы франчайзинга.
Осознать, что ты не обязан быть прав. Желание быть более правым, чем другие, – одно из проявлений зависти. Оно может выражаться в искаженном виде – в желании, чтобы неправы были другие. Например, коммерческий директор, являющийся одним из владельцев компании, выдал крупный товарный кредит клиенту, уже имеющему большую задолженность и нарушавшему сроки выплат. Оказалось, что им руководило желание доказать себе и партнеру, что предыдущее принятое им же решение о выдаче кредита было правильным. Иными словами, поступок был продиктован завистью к партнеру и стремлением сохранить свой статус в отношениях с ним даже ценой рискованных решений. Нужно освободиться от привязанности к своей прошлой «правоте», научиться менять свою точку зрения в зависимости от изменившихся условий. Если раньше я ошибался, я это признаю и выбираю новую точку зрения. Здесь помочь может общение с людьми, которые часто оказываются правыми (умными, с более развитой интуицией). Тогда мы перенимаем их модели поведения. Измените угол зрения, сфокусируйтесь не на том, чтобы принизить других, а на том, чтобы улучшить себя. И тогда вы сможете, используя энергию зависти, достичь желаемых карьерных успехов.
Автор – управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии