Это гадкое слово «профориентация»
Как таковой профориентации у нас сейчас не существует. Есть непонятные игровые тесты и гадание по руке.На самом деле, я пишу это колонку не для вас. Я ее пишу для ваших детей.
Как таковой профориентации у нас сейчас не существует. Есть непонятные игровые тесты, которые в общем неплохи, но имеют очень отдаленное отношение к реальным профессиям. Либо откровенное разводилово — это когда по отпечаткам пальцев пытаются рассказать что-то о будущей профессии или склонностях человека.
Получается, единственные, кто может помочь нашим детям, это мы с вами, родители.
Мы, естественно, желаем своему ребенку только добра, поэтому делаем отвратительную вещь — ориентируем детей «от прошлого», исходя из тех ценностей, которые были актуальны для нашего поколения. Прежде всего, это вечная родительская история о том, что «у тебя должна быть конкретная профессия, которая всегда тебя может прокормить». Профессии, которые считались надежными в наше время – время, когда мы росли, – сейчас уходят.
Классический пример такой «хорошей» профессии — это зубной техник. Раньше быть зубным техником значило, что у тебя всегда будет дело и будут деньги. Всегда к этим людям выстраивались огромные очереди, всегда к ним было сложно попасть, всегда их носили на руках и давали большие взятки. Они были дико востребованными. Уже сейчас профессия зубного техника умирает — есть 3D-принтинг, тебе могут очень быстро напечатать идеальный зуб. Причем это не в далеком каком-нибудь Сингапуре, а в Москве, такая технология есть в куче клиник. Принтер не ломается, не уходит на больничный, взятки не берет, повышения зарплаты не требует, не обижается на главврача и не устраивает скандалы. Его надо только вовремя чинить и наполнять нужными материалами. Все. И таких профессий, которые скоро умрут, сейчас много.
Вторая родительская история: если у тебя будет престижный диплом, он тебе поможет хорошо жить. Что происходит на самом деле? Ценность диплома уходит! Эту моду, конечно, ввели айтишники — это отрасль, где царствуют 19-летние, которые в свое время бросали университеты, строя многомиллиардные стартапы. Они первыми стали говорить: «В чем ценность классического образования, если я там должен несколько лет сидеть и слушать, а не писать гениальные программы?» Так появились сомнения в ценности диплома как такового. Конечно, есть профессии, где диплом нужен, — врач, юрист, бухгалтер, — но в большинстве профессий ценность диплома уже невелика.
Каким образом профориентировать наших детей, раз уж профориентации как таковой нет?
Первое: ни в коем случае не учить их профессиям, где есть четкие, понятные, алгоритмизируемые процессы: начиная от таксиста и продавца в магазине, заканчивая бухгалтером и юристом. Я не говорю об экспертах высокого уровня — речь о рядовых бухгалтерах и юристах. Все эти процессы в ближайшее время сожрут роботизированные технологии. Не надо думать, что их заменит конкретный робот с железной головой — сегодня автоматизированные алгоритмы и технологии разнообразны.
Второе: языки, конечно, учить надо, но не надо закладываться ни на какие профессии, тесно связанные с языками и переводом. Действительно, в течение ближайших 10-15 лет многое заменит автоматический перевод.
Не надо теперь ставить и на программистов — в том виде, в котором профессия программиста существует сейчас, она умрет.
На что надо обращать внимание: на медицину, хотя она и изменится абсолютно, на фармацевтику, генетику. Актуальны будут аграрные профессии. Все, что связано с сельским хозяйством, с новыми видами энергии, а также все специальности, обслуживающие роботов и дронов.
Что делать, если у вас девочка и она не склонна к технологиям? Делайте ставку на новые виды продюсирования, новые виды развлечений, а также новый маркетинг, который предполагает глубинное понимание потребностей человека.
Главная проблема заключается в том, что в России этому почти нигде не учат. И в мире-то мало мест, где этому учат. То есть вам как заботливому родителю придется взять на себя роль поводыря, изучать и вычленять полезное из множества разных источников — начиная от Coursera и заканчивая разнообразными университетскими курсами, факультативами, интенсивами. Надо заставлять ребенка вне зависимости от его образования добирать эти вещи, тогда он будет очень востребованным.
Очень важна кроссплатформенность: если ваш ребенок учится на физика, пожалуйста, отправьте его еще и на лекции по биологии. Если учится на медика, пошлите его на курсы по IT. Маркетолога — на лекции по продюсированию. Кроссплатформенный подход к образованию даст гораздо больше возможностей на финише.
И еще раз повторю самое главное: не учите детей «от прошлого» — вы думаете, что ребенок получит надежную профессию и через десять лет станет миллиардером, а в результате получите безработного.